Нарушение ПДД: почему водители не уступают дорогу пешеходам?
В предыдущих статьях я разобрал первопричины систематических нарушений ПДД водителями и проанализировал типовое нарушение – превышение скорости и ответил на вопрос, почему водители регулярно превышают скорость. Но этим проблема не исчерпывается: то, что водители не уступают дорогу пешеходам на «зебрах» – еще одна наболевшая проблема на российских дорогах. И виноватые вроде всем давно известны – русские бескультурные водители. Конечно, кто же еще?! :) А в развитых странах, конечно, водители культурные, и поэтому пешеходов на зебрах пропускают. Ню-ню…
Пропустить пешехода должно быть просто
Давайте разбираться. Вспомним, что соблюдение правила должно быть удобным. На примере зебры и пешеходов это значит, что водителю должно быть легко и просто пропустить пешехода: вовремя его заметить, без проблем снизить скорость, не создать аварийную ситуацию, после чего вдохновленным своей благородностью продолжить движение с первоначальной скоростью. Скажу иначе: усилия водителя по остановке машины должны быть соразмерны с усилиями пешехода по остановке во время ходьбы. То есть требование уступить дорогу пешеходу не должно идти вразрез с законами физики.
Когда машину остановить просто? Когда у нее короткий тормозной путь, который, как мы знаем из статьи «Физика торможения: неужели тормозной путь не зависит от массы авто?, зависит от многих факторов, и главный из них — скорости движения автомобиля до начала торможения. Если скорость мала – 10, 20, 30 км/ч, остановить машину не составляет труда, она останавливается почти мгновенно, и тормозной путь составляет несколько метров. А если скорость 80 км/ч, то при самом качественном дорожном покрытии и при экстренном торможении, тормозной путь составит целых 32 метра. Добавим сюда время реакции водителя – 1 сек и пройденный за это время путь 22 м и получим остановочный путь целых 54 метра. Но это при экстренном торможении, которое само по себе провоцирует аварийную ситуацию и не подходит для торможения перед зеброй.
Торможение перед зеброй должно быть не экстренным, а служебным — максимально плавным и прогнозируемым. Служебным считается торможение с замедлением не более 2 м/с2, а в идеале — 1 м/с2. Замедление же при экстренном торможении на сухом асфальте составляет в среднем 8 м/с2. Отсюда следует, что служебное торможение в 4-8 раз менее интенсивное, чем описанное выше экстренное торможение. А при таком раскладе тормозной путь увеличивается в те же самые 4-8 раз. Чтобы оценить место для корректной остановки автомобиля перед пешеходным переходом, умножим 32 на 8, добавим путь за время реакции водителя 22 м и получим аж 278 метров остановочного пути (!!!), которые должен проехать автомобиль, чтобы пропустить пешехода. Все это выглядит не совсем реалистично. Подчеркну, вопрос стоит не «возможно или невозможно» остановиться автомобилю, а возможно ли это сделать корректно! То есть плавно, понятно для пешеходов и предсказуемо, конролируемо и безаварийно для водителей сзади и в других рядах. Более того, произойти это должно не с одним водителем, а со всем потоком машин, двигающихся в 4-10 полосах движения. То есть описанная проблема остановки возникает не у одного, а сразу у нескольких сотен водителей. И не предсказуемо, как это бывает при светофорном регулировании перехода, а случайно, в зависимости от наличия пешеходов. Как вам такая перспектива?
Ниже вы можете увидеть таблицу, в которой я привожу значения остановочных путей при экстренном торможении в зависимости от скорости движения. Чувствуете, что остановить машину, к примеру, на усредненном мокром покрытии со 100 км/ч – это совсем не то же самое, что при 20 км/ч? Остановочные пути отличаются на 117 метров или в 14 раз!!! Подчеркиваю — при экстренном торможении, а при служебном торможении они будут отличаться уже в 22 раза…
Тип дорожного покрытия | Скорость движения автомобиля до начала торможения, км/ч | ||||||
20 | 40 | 60 | 80 | 100 | 120 | ||
Расстояние, проходимое автомобилем без торможения за время реакции водителя 1 с, м | |||||||
6 | 11 | 17 | 22 | 28 | 33 | ||
Остановочный путь, м | |||||||
Сухой асфальт | 0,8 | 8 | 19 | 34 | 54 | 77 | 104 |
Мокрый асфальт | 0,4 | 9 | 27 | 52 | 85 | 126 | 175 |
Снег | 0,2 | 13 | 43 | 87 | 148 | 224 | 316 |
Лед | 0,1 | 21 | 74 | 158 | 274 | 421 | 600 |
Не пропускают пешеходов – неправильная «зебра»
К чему я клоню? А к тому, что в Москве очень много зебр находятся на таких дорогах как Ленинский проспект, Варшавское шоссе, Каширское шоссе и т.п. То есть на дорогах с количеством полос движения до 10 и разрешенными скоростями движения до 80 км/ч. Как вы себе представляете остановку перед зеброй в таких случаях? Бабушка решила перейти дорогу, и что, сотни машин на всех десяти полосах разом скинули скорость с 80 до остановки??? Друзья, с такой задачей не справятся даже водители Германии, Швеции и других передовых стран при всей их культуре. Повторюсь, я не говорю, что это невозможно — возможно! Но опасно… Я говорю, что корректно уступить дорогу пешеходу в таких условиях нереально. При всем желании водителей.
Хорошую статью я прочитал в Сети, где автор вскользь упоминает об этой проблеме: http://professionali.ru/Soobschestva/professionalnye_avtolyubiteli/kak-bystrenko-umeret-na-doroge/
Процитирую пару фраз:
«Самоубийство хорошо совершать не просто так, а в специально для этого устроенных местах.
Не волнуйтесь, о Вас позаботились. Выберите нарисованную зебру через 6 полос (можно и через 8, как например, на Фрунзенской набережной). На всякий случай, проверьте, какова разрешённая скорость в том месте, где нарисована зебра. Например, можете посетить Волгоградский проспект (г. Москва) недалеко от квартала 138. Там 6 полос, по факту — 8, разрешённая скорость 80 километров в час. У водителя просто нет шансов увернуться.
Особенно прекрасен разрыв в бетонном заборчике, разделяющем встречные полосы. Если Вам случайно удалось перебежать первые 3 полосы, то можно затаиться в разрыве и повторить попытку. Я надеюсь, что те, кто рисовал «зебру» через 6 полос уже попробовали несколько раз перейти дорогу в этом месте».
Полностью присоединяюсь к этим словам :)
Сложно остановиться – вот и не пропускают
Как-то я наблюдал довольно безрадостную картину на выезде из Москвы по Варшавскому шоссе. 8 полос движения, скорость потока 80 км/ч и… зебра – гениальное решение организаторов дорожного движения, но сейчас не об этом… На этой зебре на разделительной полосе, между потоками, стоит женщина с ребенком и мужем. Одну половину дороги им перейти каким-то образом удалось, и они безуспешно пытались перейти вторую половину. Женщина держала ребенка на руках, а мужчина смотрел на проезжающих мимо водителей, что-то эмоционально пытался им сказать и все время показывал пальцем на дорожный знак 5.19.1 «Пешеходный переход», напоминая о своем законном праве перейти дорогу. Они перешли дорогу, но уже когда поток машин закончился. Как вы понимаете, никто так и не остановился. И причине не в водителях, а в восьми рядах и восьмидесяти километрах в час.
То есть причина пренебрежения приоритетом пешеходов водителями не только и не столько в низкой культуре вождения, сколько в неправильной организации дорожного движения. Везде, где скорость движения потока превышает 40 км/ч и где больше двух полос движения, пешеходных переходов попросту не должно быть. Иначе останавливаться будет сложно, если вообще возможно. Соответственно, нельзя заставить водителей уступать дорогу пешеходам на Варшавском шоссе и Ленинском проспекте, нужно просто убрать с этих дорог зебры, и все. Не должно быть на таких дорогах пересечений автомобилей с пешеходами на одном уровне. Иначе в чем смысл скоростных дорог???
Переходы на многорядных дорогах опасны
Есть еще один момент. Когда машины двигаются в одном направлении более чем в один ряд, возникает повышенный риск сбить пешехода. Причина проста: например, в одном ряду водитель увидел пешехода, и уступил, а в другом ряду — не увидел и не уступил… Ведь идущего пешехода загораживает как раз та машина, которая остановилась. Ни пешеход, ни водитель во втором ряду не видят друг друга! И это очень часто встречающаяся ситуация на дороге, по описанной причине много пешеходов оказывается под колесами… Взгляните на это видео, тут как раз об этом:
Причем, переход пешехода уже через 2-полосную дорогу небезопасен, а через 3 и более полосы — просто смертоубийство… Кстати, многие водители не пропускают пешеходов как раз по этой причине. Да, ты видишь пешехода и даже рад ему уступить! Но когда ты едешь в левом ряду 4-полосной дороги, понимаешь: уступая дорогу пешеходу, ты подвергаешь его огромному риску. Ведь ты остановился, а кроме тебя есть еще 3 ряда. И где гарантия, что водители в этих рядах его хотя бы увидят? Не говоря уже о том, что успеют среагировать, а машине хватит тормозного пути…
А у меня вообще была интересная история… Поворачивал я с Большой Тульской улицы (из центра Москвы) направо на длинную развязку, ведущую к Малой Тульской и Третьему кольцу. Там формально 2 полосы, и проходит «зебра». Я в левом ряду, вижу девушку с коляской, она собирается перейти по переходу слева направо. Останавливаюсь, пропускаю, а сам тем временем поглядываю в зеркало заднего вида, понимая, что дело хоть и доброе делаю, но риску девушку подвергаю — с нашими-то московскими водителями… И как оказалось, не зря я в зеркало смотрел: как только девушка ступила на дорогу, сзади меня в правом ряду нарисовалась машина, а водитель ее, судя по немалой скорости, девушку не видел и останавливаться точно не собирался. Сопоставив их скорости и направления движения, я понял, что беды не миновать… Если, конечно, ничего не предпринять.
Я тут же вырулил в правый ряд, встал поперек и перегородил дорогу несущемуся автомобилю. Ну и закрыл собой и девушку, и коляску. Как вы понимаете, в случае столкновения с этой машиной формально виноват был бы я :( Хотя, в суде меня бы, вероятно, оправдали, поскольку я действовал в условиях крайней необходимости: нарушил ПДД для спасения сразу двух человек. К счастью, удара в бок я не получил, и сзади я услышал только визг тормозов. Ни гудка клаксона, ни матюганий не последовало: похоже, водитель сразу понял причины моего, казалось бы, неадекватного поступка. К счастью, девушка даже испугаться не успела :), шла себе, думала о чем-то своем, так ничего и не заметила и пошла дальше :)
Конечно, как мужчина я почувствовал себя героем :) А как водитель… И тем более как специалист в области безопасного вождения автомобиля… Нам это всем надо???
Друзья, понимаете, к чему я клоню? Нерегулируемые пешеходные переходы на многполосных дорогах не только не удобны, но и по-настоящему опасны. Мы, конечно, можем возражать, мол, надо водителям быть внимательнее, предусмотрительнее… Надо! Кто ж спорит? Но мы не можем переделать всех водителей разом, да и даже мастер руля и педалей не застрахован от ошибок. Помните правило старшины? «Если приказ может быть истолкован неправильно, он будет истолкован неправильно!» Поэтому нужно «составить приказ» так, чтобы не было возможности его нарушить. И поэтому гораздо проще, эффективнее и безопаснее учесть этот нюанс при организации дорожного движения и нивелировать его — просто не делать нерегулируемых переходов там, где больше двух полос движения. А где они уже есть — убрать.
Почему европейцы пропускают пешеходов?
Теперь что касается культурных европейцев. Да, там пешеход ступил с тротуара на дорогу, и весь поток встал. Не спорю, очень красиво и трогательно выглядит, и водители действительно культурные. Но давайте посмотрим в корень: в Европе водители с удовольствием уступают дорогу пешеходам на узеньких низкоскоростных улочках. Там физически просто остановить машину, поэтому и не возникает никаких противоречий. Аналогичная картина, например, в центре Москвы, когда ты едешь по исторической части города с 2-3 этажными домами и сворачиваешь на какой-нибудь Малый Спасоглинищевский переулок, двигаясь на первой передаче. Конечно, тут грех не пропустить пешехода, ведь это ничего не стоит сделать! Чего не скажешь о Варшавском шоссе с 8 полосами и скоростями под 100 км/ч…
Удачный пример зебры в Москве
Недавно я увидел удачный пример нерегулируемого пешеходного перехода в Москве, на улице Удальцова. Переход находится в правильном месте: всего 2 полосы, виден издалека, а машины едут с небольшими скоростями. Я даже остановился, встал рядом и взвел «затвор» мобильного телефона в ожидании удачных кадров. Признаюсь, пешеходов пропускали не все водители, но проблем с переходом не возникло ни у одного пешехода. Вот несколько фото с места:
Как же примирить водителей и пешеходов?
Так что, друзья мои, решать конфликт водителей и пешеходов надо в корне и начать с правильного с точки зрения физики и психологии расположения зебр на дорогах. Не нужно заставлять водителей уступать дорогу пешеходам там, где это неудобно и опасно. Нужно сделать так, чтобы в этих местах не приходилось никому уступать. Убрать зебры со скоростных трасс, построить там подземные или надземные переходы, и оставить зебры только на низкоскоростных дорогах. С моей точки зрения скоростной порог для нерегулируемых переходов – не более 40 км/ч, число полос движения – не более двух. Все, что быстрее и шире, уже для зебр не годится. Либо в виде временного решения ставить светофоры с кнопкой для пешеходов и останавливать поток с помощью светофора, как это реализовано на многих европейских улочках.
И тогда, я уверен, число водителей, пропускающих пешеходов, значительно увеличится, а число сбитых пешеходов — снизится.
В следующей статье – о систематических нарушениях правил парковки в Москве.
Комментарии 0