Ездим с «автоматом»: а нужно ли тормозить левой ногой?
В прошлой заметке я отвечал на вопрос «можно ли тормозить левой ногой на «автомате»? Правильный ответ: можно, если знать некоторые нюансы. Теперь поговорим о том, а надо ли оно. Продолжаю свои рассуждения.
В некоторых европейских автошколах уже учат тормозить на «автомате» только левой ногой. Почему?
Во-первых, это эффективно и логично: две педали, две ноги, почему бы не задействовать левую ногу…? Кстати, во всех наших троллейбусах педаль тормоза сделана под левую ногу, и водитель просто не сможет нажать на нее правой ногой :)
Во-вторых, это может (якобы) сэкономить время на торможение, что сократит остановочный путь. Давайте прикинем. Среднее время реакции водителя — 1 секунда. Это значит, что при внезапно возникшем препятствии водитель 1 секунду принимает решение тормозить и переносит ногу с газа на тормоз, а машина 1 секунду движется без торможения. На скорости 60 км/ч это 17 метров, на 90 км/ч – 25 метров, впечатляет, не правда ли? Допустим, что за это время полсекунды водитель думает, и полсекунды переносит ногу с газа на тормоз, тогда за время переноса правой ноги машина проходит 8-12 метров, тоже немало, ведь часто чтобы избежать столкновения не хватает каких-то сантиметров… Так что ради этого стоит поэкспериментировать. Правда, есть одно «но»: выигрыш во времени водитель получит, лишь если будет постоянно держать ногу над педалью тормоза. А хорошо это или плохо? Об этом ниже, а пока повторюсь:
Вывод 4: выигрыш во времени при торможении левой ногой на автомате вы получите, только если будете постоянно держать левую ногу над педалью тормоза.
Можно ли и нужно ли держать левую ногу над педалью тормоза во время движения?
Если в автошколе у вас был хороший инструктор, то вы наверняка от него слышали, что нельзя в движении держать ногу над педалью сцепления и что она должна находиться слева от нее и упираться в пол. А сейчас на иномарках делают специальную площадку для левой ноги – именно там и должна она «жить», когда не нажимает на педали. Причин этому две. Первая – когда нога висит над педалью сцепления (тормоза), то она рано или поздно слегка нажмет на нее. Непроизвольно, просто под своим весом. Считается, что из-за регулярных таких незаметных нажатий сцепление изнашивается. Вопрос насчет сцепления спорный, а вот если так нажимать на педаль тормоза классического «автомата», то он точно будет изнашиваться :)
Вторая и главная причина: левая нога должна быть опорой водителя во время движения, чтобы надежно держать его в кресле и чтобы обеспечить плотный контакт спины водителя с сиденьем. Зачем? Удерживать в кресле – чтобы водитель использовал руль не в качестве опоры :), а в качестве органа управления. А контакт спины с сиденьем нужен, чтобы чувствовать машину, ее динамику, начавшийся занос и т.д. Это одно из главных правил безопасного вождения, и просто основа гоночной езды. Так что
Вывод 5. Чтобы водитель хорошо чувствовал машину, контролировал ее поведение на дороге, устойчивость и управляемость, левая нога должна находиться слева от педалей и упираться в пол (площадку).
Торможение левой ногой не дает большого преимущества в повседневной езде
Так что, дорогие друзья, общий вывод я бы сделал такой:
На машине с двумя педалями можно тормозить левой ногой. Но во время движения на любой машине левая нога должна быть не над педалями, а слева от них, и упираться в пол. Такова основа безопасной езды. Поэтому выигрыша во времени при торможении левой ногой вы не получите. Разве что у вас будет возможность перенести ногу на тормоз до того, как вы снимите правую с газа, и чередовать нажатия быстрее, чем при работе одной правой ногой. Так что, тормозите как вам удобнее, только выберите для себя какой-то один способ (правой или левой ногой) и следуйте ему всегда. Ведь если мозг в экстремальной ситуации «учует» возможность выбора между ногами, то будет потеряно драгоценное время… Выбора быть не должно: либо всегда правая, либо всегда левая нога!
И, тем не менее, вопрос: для чего тормозят левой ногой? Ведь иногда водители и особенно автогонщики делают это. Значит, какой-то смысл в этом есть. А какой именно, вы узнаете из следующей статьи.
Комментарии 0