Как научиться водить машину? Безопасное вождение и контраварийная подготовка
В прошлой статье я в общих чертах рассказал, как правильно учиться вождению автомобиля, о шести уровнях водительского мастерства, первым из которых является получение водительского удостоверения в ГИБДД.
Отсюда следует, что обучения в автошколе явно недостаточно, чтобы называться хорошим водителем или считать, будто вы хорошо, грамотно и безопасно водите машину. Для этого нужно постигать следующие уровни водительского мастерства, и важно делать это последовательно, переходя от простого к сложному. В этой статье я подробнее расскажу, из чего складывается водительское мастерство и что должен знать и уметь хороший водитель.
Водительское мастерство складывается из двух основных составляющих:
- техника вождения автомобиля
- тактика вождения автомобиля
Техника вождения автомобиля
Техника вождения автомобиля – это ваши действия с его органами управления. Они могут быть правильными и неправильными. К сожалению, для большинства водителей управлять автомобилем – это занять место за рулем, крутить рулем, нажимая на педали. И если вы приехали к месту назначения без происшествий, считается, что все ОК. Нет, друзья мои, все не так просто! Может оно, конечно, и ОК, но это никак не следует из того, что вы доехали без ДТП.
Удивлены? Понимаю… Это в представлении начинающего водителя «без ДТП» означает «безопасно», и его можно понять. Главный приоритет – никуда не «вмазаться» и доехать как-нибудь, как получится… После чего выдохнуть, вытереть холодный пот со лба и отдохнуть до следующей поездки. В статье «Безопасное вождение или контраварийная подготовка? В чем разница?» я уже описал разницу между «безаварийно» и «безопасно». Безаварийно – это просто без ДТП и не более. Безопасно – с постоянным контролем автомобиля и дорожной обстановки, осознавая в каждый момент времени степень риска ДТП, последствия своих действий за рулем и принятых решений, а в результате – с минимальной вероятностью ДТП.
Правильно водить машину — не значит без ДТП…
Таким образом, правильные действия за рулем, правильная техника вождения автомобиля – это не та, которая позволит вам доехать из пункта А в пункт Б. Это техника, которая позволит вам доехать с минимальным риском ДТП. Чувствуете разницу? Правильная техника вождения автомобиля – это та техника, которая позволит вам сохранять максимальное сцепление шин с дорогой. Которая позволит поддерживать запас тяги двигателя. Которая позволит надежно предотвратить аварийную ситуацию и восстановить управляемость, устойчивость машины и контроль над ней, если шины все же потеряли сцепление с дорогой и машина начала скользить. Уверен, в автошколе вы не слышали такого, а на экзамене по вождению автомобиля думали точно не о запасе сцепления шин с дорогой и тем более не о выходе из заноса путем корректирующего руления или экстренного торможения с АБС :)))))
Во завернул, да? :) И пару слов скажу о сцеплении шин с дорогой. Вам может показаться, что оно зависит от дорожного покрытия (скользко/не скользко) или от качества шин (летние/зимние, новые/лысые). Конечно это так, но этим не исчерпывается. Сцепление шин с дорогой зависит и от действий водителя с органами управления, от его водительского мастерства. И чем выше уровень водительского мастерства, тем эффективнее его техника вождения автомобиля, тем выше запас сцепления шин с дорогой, тем ниже вероятность ДТП и тем безопаснее вождение.
Так что первый шаг на пути к безопасному вождению автомобиля, водительскому мастерству и званию «хороший водитель» — освоение правильной техники вождения. Опишу для начала, из чего складывается техника вождения автомобиля в штатных ситуациях, с помощью которой водитель поддерживает запас сцепления шин с дорогой и высокий уровень безопасности вождения. И в конце статьи отдельно расскажу о технике вождения в критических ситуациях, которую принято называть контраварийным вождением.
Техника вождения автомобиля в штатных ситуациях:
- оптимальная посадка водителя и контраварийное положение рук на руле
- эффективная скоростная техника руления, 4 способа руления с постоянным контролем положения передних колес
- быстрое и плавное переключение передач вверх, контроль переключений по тахометру
- быстрое и плавное переключение передач вниз, использование перегазовки, контроль переключений по тахометру
- работа с педалями: быстрое и плавное «бросание» педали сцепления, прогрессивное нажатие на педали газа и тормоза
- управление перераспределением веса по осям автомобиля для сохранения максимального сцепления шин с дорогой
- навыки эффективного старта в гору и на скользкой дороге
- навыки плавного, но интенсивного ускорения
- поддержание заданной скорости, имитация круиз-контроля
- плавное и затяжное торможение, защитное торможение
- прохождение поворотов: использование сглаживающей траектории прохождения поворота, точное определение крутизны поворота и движение без подруливания, использование крутящего момента двигателя для повышения надежности прохождения поворота, эффективная синхронизированная работа педалями и рулем
- проезд препятствий: использование перераспределение веса автомобиля при торможении, управление перераспределением веса для снижения ударных нагрузок
- парковка: чувство габаритов машины, знание динамических габаритов и контрольных точек при маневрировании, знание 6 разновидностей парковки и умение их реализовывать.
Этому не учат в автошколах
Дальше надо продолжать? :) Впечатляет, не правда ли? И это я перечислил не арсенал приемов Михаэля Шумахера (хотя и он использует все из перечисленного), а то, без чего без чего вождение в городе вообще не может быть безопасным. Это – лишь в общих чертах описание навыков вождения автомобиля, и это примерно треть того, что должен знать и уметь хороший водитель. Этому не учат в автошколах, и это вы можете освоить в школе водительского мастерства.
В нашей школе Kaminsky Driving School вы можете частично освоить эти навыки на курсе «Вождение в городе» (Уровень 2. Уверенное вождение) и постичь все перечисленное, включая многочисленные нюансы, на курсе безопасного вождения третьего уровня «МВА для водителя: Мастерство Вождения Автомобиля».
Тактика вождения автомобиля
Идем дальше. Перечисленные навыки вождения автомобиля – составляющая водительского мастерства, но их совсем недостаточно для полноценного и безопасного вождения. Эти навыки позволят вам полностью контролировать движение автомобиля как такового и неплохо управлять им на пустой дороге, горном серпантине, к примеру. Но автомобиль – существо «социальное», и управление им подразумевает наличие других участников движения, соблюдения правил дорожного движения, учет дорожных знаков, разметки, условий видимости и т.п.
И для того, чтобы учитывать все это, существует отдельная группа водительских навыков, которая складывается в тактику вождения автомобиля. К ним относится следующее:
- равномерность движения
- приемы экономичного вождения автомобиля
- отсутствие бесполезных и незапланированных торможений
- навыки создания и сохранения безопасного пространства вокруг автомобиля
- знание критериев безопасности окружающего пространства
- умение быть видимым для других участников движения
- умение рационально наблюдать за дорогой и оценивать ситуацию
- умение прогнозировать изменение ситуации и своевременно реагировать
- знание критериев безопасной, оптимальной скорости движения в потоке
- умение поддерживать и своевременно изменять оптимальную скорость
- умение правильно выбирать оптимальную скорость в свободных условиях движения и в плотном потоке
- умение выбирать безопасную скорость в зависимости от условий видимости дороги
- 5 способов эффективного перестроения
- навыки безопасных опережения и обгона
- навыки безопасного выезда на главную дорогу
- умение учитывать намерения других участников движения
- способность сознательно жертвовать своим приоритетом
- умение занять оптимальное положение на дороге и не создавать помех более «быстрым» водителям
- понимание и использование принципа рационального приоритета проезда
И этому тоже не учат в автошколах
Как видите, мало что из перечисленного изучается в автошколе, и что самое обидное вы это можете освоить далеко не в каждой школе водительского мастерства. Большая часть этих навыков на западе называется defensive driving, что по-русски принято переводить как «защитное вождение». Это вторая треть того, что должен знать и уметь хороший водитель.
В Kaminsky Driving School вы можете частично освоить эти навыки на курсе «Безопасное вождение в городе» (Уровень 2. Уверенное вождение) и пройти обучение защитному вождению на курсе безопасного вождения высшего уровня «МВА для водителя: Мастерство Вождения Автомобиля».
Пройдя этот курс и научившись всему, о чем я написал, вы поднимитесь на уровень продвинутого водителя – МВА – мастера вождения автомобиля.
Итак, перечисленные навыки вождения автомобиля позволят водителю не допускать аварийных ситуаций: полностью контролировать машину и дорожную ситуацию, осознавать уровень риска ДТП в каждый момент времени, управлять уровнем риска и сводить его к минимуму.
Если вы владеете всеми этими приемами, это, конечно, здорово, но недостаточно для полностью безопасного вождения автомобиля. Ведь раз в год и палка стреляет, и на старуху бывает проруха. Так что как ни предугадывай развитие дорожной ситуации и не избегай аварий, рано или поздно могут понадобиться навыки выхода из экстремальных ситуаций – контраварийные приемы вождения автомобиля.
Контраварийное вождение автомобиля
Последняя составляющая того, что должен уметь хороший водитель – надежно выходить из критических ситуаций в случае их возникновения – приемы контраварийного вождения. То есть техника вождения автомобиля в нежелательных ситуациях, которые могут каждый день произойти на дорогах общего пользования. Это следующие навыки:
- вывод автомобиля из сноса
- экстренное торможение, грамотное использование АБС
- безопасное прохождение поворота
- экстренное торможение в повороте
- вывод автомобиля из заноса в повороте
- вывод автомобиля из заноса на прямой
- экстренный объезд препятствия (переставка, лосиный тест) с торможением, без торможения, с возвратом в свою полосу движения, без возврата в свою полосу движения
Владение этими приемами подразумевает переход водителя на следующий уровень водительского мастерства и последний уровень среди навыков дорожного вождения автомобиля – уровень Профи. Из описания приемов безопасного вождения (техники и тактики) и контраварийного вождения, видно, что это вещи разные, и одно дополняет другое. Но почему-то это не для всех водителей очевидно, и недавно я написал специальную статью «Безопасное вождение или контраварийная подготовка. В чем разница?», где подробно описываю отличия и предназначение всех этих приемов вождения автомобиля.
Это не экстремальное вождение автомобиля
Приемы контраварийного вождения изучаются в школах водительского мастерства в качестве дополнительного обучения или повышения квалификации водителей. К сожалению, курсов водительского мастерства этого уровня нет в автошколах, и даже не в каждой школе водительского мастерства вы можете этому научиться. Не потому что в школах водительского мастерства преподают низкоквалифицированные инструкторы, нет! Там обычно работают профи, встречаются даже бывшие гонщики и сотрудники спецслужб. Просто в нашем, российском понимании контраварийная подготовка – набор навыков спортивного вождения автомобиля, которые используют гонщики-раллисты. Это так называемое экстремальное вождение, очень популярное сегодня словосочетание. А между реальной и полезной контраварийной подготовкой и курсами экстремального вождения автомобиля большая разница, которую я подробно описал в статье «Экстремальное вождение или контраварийная подготовка. В чем разница?» И настоящая контраварийная подготовка широко распространена в Европе, которая, как не трудно предположить, имеет куда более низкие показатели аварийности на дорогах.
В нашей школе вы можете пройти как контраварийную подготовку водителей в европейском понимании этого выражения, так и курсы экстремального вождения автомобиля. Контраварийное вождение вы изучите на курсах «Летняя контраварийная подготовка» и «Зимняя контраварийная подготовка», а экстремальное вождение – на курсах «Искусство дрифта», «Секреты управляемого заноса» и «Вождение по гоночной трассе».
Курсы экстремального вождения – это отдельная ветвь уровней водительского мастерства – спортивные уровни, поскольку эти приемы не могут применяться на дорогах общего пользования, а только на закрытых автодромах. О приемах экстремального вождения автомобиля я подробнее напишу в следующей статье.
Комментарии 0