Нарушение ПДД: а в водителе ли дело?
- Да не согласен я…
- Что, с Энгельсом или с Каутским?
- С обоими…
Шариков, «Собачье сердце»
Раз уж я начал писать на тему нарушений ПДД, продолжу и выскажу все, что я об этом думаю. В прошлой статье — «Нарушение ПДД: движение по обочине» — я развернуто ответил на вопрос гостя сайта об объезде пробок по обочине. В этой и следующих статьях я напишу о первопричинах правонарушений, проанализирую типичные нарушения: превышение скорости, пренебрежение приоритетом пешеходов на «зебрах», нарушение правил парковки, объясню низкую эффективность штрафных санкций и поделюсь своими мыслями о том, как можно добиться от водителей законопослушной езды.
Почему я решил написать об этом? Из солидарности с водителями и в их защиту! Наболело! Да, я вижу много водительских ошибок на дорогах и считаю, что среднестатистический водитель управляет автомобилем не выше среднего (как многие о себе думают), а ниже среднего. Да, я считаю, что культура вождения автомобиля в России далека от идеала, и что всему этому можно и нужно учиться. Но, в то же время, я не согласен с распространенным мнением, что причиной систематических нарушений ПДД являются сами нарушители – водители, а именно – их низкий уровень культуры или водительского мастерства, незнание и/или неуважение ПДД и незапуганность. И что снизить число нарушений можно только ужесточением наказаний и увеличением штрафов.
Высокая аварийность – причина не в нарушениях
Вот, например, в июле вышла статья на РБК: «Москвичи стали хуже ездить на 70%», в которой говорится, что с появлением на дорогах видеокамер, которые фиксируют нарушения ПДД, увеличилось число зафиксированных нарушений аж на 70%.
А заодно принято считать, что, снизив число нарушений, мы снизим и аварийность. Ну да, снизив нарушения на 50%, мы, конечно, снизим аварийность… процентов на 5. Цифры взял «с потолка», просто хочу продемонстрировать, что связь между нарушениями ПДД и аварийностью не такая прямая, как может показаться. Хотя… мое предположение не так далеко от реальной статистики. В статье на www.autonews.ru, ссылку на которую я привожу выше, как раз говорится, что число нарушений в Москве по сравнению с прошлым годом увеличилось примерно на 70%, а аварийность поднялась на 8%. Похоже, не так ли?
Такая вот аналогия пришла на ум. Регулярно происходят случаи попадания людей в больницу с алкогольным отравлением. А недавно появился запрет на продажу алкогольной продукции после 23 часов. Очевидно, этот запрет (хотя не для того и вводился) не особо повлияет на число отравлений алкоголем. Если и повлияет, то очень незначительно. И ясно, почему: люди перестанут травиться, лишь если включат в мозгу ограничитель и не будут на ночь напиваться, но работа этого ограничителя никак не зависит от времени продажи алкоголя в стране. Да, ночью меньше шансов напиться сильно, когда одной бутылки не хватило, хочется побежать за следующей и некуда. Но это слишком слабое ограничение. Ведь можно выпить в кабаке, можно закупиться днем впрок, можно самому гнать самогон или делать настойки и т.д.
Так и с ПДД…
Снижение аварийности – повышение водительского мастерства
Это я к тому, что снижать аварийность нужно разными способами, и повышение штрафов, с моей экспертной точки зрения, находится явно не на первом месте и, боюсь, даже не входит в первую пятерку мер по борьбе с аварийностью. Если вкратце, то считаю, что водителей нужно правильно учить водить автомобиль. И учить до более высокого уровня, чем в автошколе. В прошлых статьях на тему «Как научиться водить машину» я писал о семи уровнях водительского мастерства, и что для безопасного вождения автомобилянеобходимо и достаточно достичь пятого уровня «Профи». Это при том, что после автошколы водитель достигает только первого уровня, а со стажем, в лучшем случае, третьего. И мы удивляемся нашей аварийности… Можно представить, что случится с числом авиакатастроф, если пилоты будут учиться 3 года вместо пяти…
В общем, что я хочу сказать…
- Безопасность дорожного движения зависит не только и не столько от соблюдения водителями Правил дорожного движения, сколько от уровня водительского мастерства. Сократив число формальных нарушений ПДД, мы лишь на десятую долю снизим аварийность.
- Первопричина систематических нарушений ПДД кроется не только, а порой даже и не столько в водителях.
- Замотивировать водителей на соблюдение ПДД можно, но не штрафами. Подчеркну: замотивировать, но не принудить.
Первый пункт не буду обсуждать, тут все понятно, с моей точки зрения. Сразу перейду ко второму.
Почему водители нарушают ПДД?
Хочешь, чтобы я это сделал? Тогда сделай, чтобы мне это было удобно
Сделаю отступление и пояснение к последнему высказыванию. У программистов есть такое понятие – юзабилити (от англ. usability), что означает удобство использования написанной программы или сайта. Откуда и для чего оно взялось? Лет 20-30 назад, на заре распространения компьютеров программисты писали различный софт и «оформляли» его по своему усмотрению. То есть где расположить меню программы, в какой последовательности разместить пункты меню, где разместить кнопки, какого размера, цвета и т.п. Все это – по своему усмотрению. Они ж – программисты, им лучше знать. Потом рядовые пользователи садятся за работу с программой и… не понимают, как ею пользоваться. Либо понимают, но не все, затрудняются, делают ошибки и т.д. Но долгое время с этим никак не считались, а просто думали, что пользователь – «чайник», и его надо переделать, подстроить к программе, научить ею пользоваться. И сколько программ, столько раз надо переделывать, т.е. переучивать одного и того же пользователя. То есть программист – профи, молодец, и он пишет хорошую программу. А если большинство пользователей не могут с ней совладать, то они «чайники», и это их проблемы.
Затем появилась гениальная идея. Она, как и все гениальное, до безобразия проста: пользователь – человек, от природы наделенный некоторыми особенностями психики, восприятия. И что люди – такие, какие есть. Может не стоит «ломать» человека, а проще написать программу, ориентируясь на те самые человеческие особенности? И стали писать программы уже для людей. А мерой правильности написания программы считается как раз юзабилити – удобство использования программы и отсутствие ошибок, допускаемых пользователем при работе с ней. Или, применительно к интернет-сайтам, насколько легко читается главная страница сайта? Насколько легко посетителю сайта найти то, зачем он пришел на сайт?
Хороший девайс – удобный в использовании
То есть хорошо написанная программа и правильно оформленный сайт интуитивно понятны, просты и удобны в использовании, не вызывают отторжения и желания разбить монитор :) И вызывают желание продолжить работу. Работа с хорошей программой кажется естественной.
Соблюдение ПДД – удобство и выгода
К чему я все это пишу? С соблюдением ПДД ровно та же история. Чтобы человек мог и хотел соблюдать правила, это должно быть для него естественным, УДОБНЫМ. И еще большей мотивацией будет, если соблюдение правила для человека ВЫГОДНО. Обо всем этом я как раз напишу ниже и в следующих статьях.
Причина нарушений – плохая организация движения
Только тут есть нюанс. Сами по себе Правила – теория. А реальная автомобильная жизнь – это уже организация дорожного движения на основе этих правил, чем занимаются дорожные службы. К Правилам нет никаких вопросов, но есть вопросы к организации дорожного движения. Хотя, и Правила есть куда совершенствовать, но сейчас не об этом. Даже эти, существующие сегодня Правила можно соблюдать, если грамотно организовывать дорожное движение. Как раз с этим в нашей стране дело обстоит очень непросто. Отсюда и многочисленные пробки, и нарушения ПДД водителями, пешеходами, и аварии.
Ошибка пользователя – следствие ошибки разработчика
В случае с программами для компьютеров ошибка, а тем более систематические ошибки многих пользователей прямо говорят о неправильности работы самой программы, об ошибке ее разработчиков. Все просто: ошибся пользователь – виноват разработчик. Аналогично, в случае с организацией дорожного движения систематические ошибки водителей, я имею в виду, систематические нарушения ПДД или систематические ДТП на одном и том же участке дороги, говорят о неправильной организации движения. Речь именно о систематических нарушениях. Понятно, что если один водитель попал в ДТП или был оштрафован за превышение скорости, это ни о чем не говорит. Но когда явление приобретает массовый характер – скорость превышает большинство, на одну и ту же величину, в одних и тех же местах и на ежедневной основе – тут уже стоит задуматься, насколько правильные условия созданы для водителей… Или, короче, ошибся водитель – в ком на самом деле причина? :) Этому я и посвятил следующие статьи.
Комментарии 0