Ниже профиль шин — быстрее едем
В прошлой статье мы обсуждали влияние высоты профиля шины на ездовые качества автомобиля. Одно из преимуществ низкопрофильных шин — возможность установки тормозных дисков большего диаметра, что повышает эффективность тормозной системы. Второе преимущество — жесткость шины и повышенное сопротивление деформациям. Как раз это характеризует низкое соотношение высоты профиля шины к его ширине, что в нашем примере 225/45R18 равно 45%.
Что такое увод шины?
Здесь уместно написать про явление увода шины. Поскольку шина, как и любое другое тело, способна деформироваться, то при повороте руля в движении возникает ее деформация. Допустим, колесо (диск) поворачивается на заданный водителем угол, например, 30 градусов. А шина более мягкая, она деформируется – скручивается и как бы запаздывает за колесом. И в итоге шина повернута не на 30, а, скажем, на 25 градусов. Это и есть увод. А разница между углом поворота колеса и шины называется углом увода.
Чем больше увод, тем хуже машина слушается руля, больше запаздывает при маневре, тем хуже управляемость и скорость прохождения поворота.
А увод тем больше, чем мягче шина. Мягкость шины, в свою очередь, зависит (при одном и том же составе резины) от двух параметров: давления воздуха в шине и соотношения высоты профиля к его ширине — то самое наше «45».
Поддерживайте давление в шинах
Меньше давление воздуха в шине – мягче шина, больше увод, хуже управляемость. Поэтому спустил шины – потерял в управляемости. И, повторюсь, поддерживайте требуемое давление в шинах, тогда будете быстро и безопасно водить машину.
Шире шина, ниже шина — меньше увод
Вернемся к отношению высоты профиля к ширине. Чем оно меньше 55-50-45 и т.д. (то есть чем шире и одновременно ниже профиль шины), тем жестче шина на кручение и тем меньше увод.
Пример из жизни. Возьмем карандаш толщиной 0,5 см и длиной 20 см. Чтобы его сломать руками, нужно приложить определенное и разумное усилие. Немного поднапрячься, и сломаем. А теперь возьмем сточенный карандаш той же толщины, но длиной, скажем, 5 см. Легко ли его будет сломать в этом случае? Едва ли получится. А почему? Потому что рычаг меньше. Сначала рычаг был по 10 см на каждую руку, теперь – по 2,5 см. И тут не важны абсолютные размеры карандаша. Мы можем взять палку, но размерами 1 м на 5 см – соотношение длины и толщины то же, значит для слома надо приложить определенное усилие. Или можно взять зубочистку 1 см на 0,5 мм – аналогично. И при укорачивании палки или зубочистки в 2 раза усилие на слом также увеличится в 2 раза. Здесь важно именно отношение толщины к длине. Чем толще и одновременно короче карандаш (или любой другой предмет), тем он жестче и сложнее его деформировать и, в конечном счете, сломать.
Аналогично, чем шире и одновременно ниже профиль шины, тем она жестче, тем сложнее ее деформировать и тем меньше увод. Тем, соответственно, лучше управляемость авто – быстрее реагирует на руль и точнее следует траектории. Поэтому на шине не пишут размер высоты профиля – он неважен. Важно именно соотношение высоты к ширине. Но и большая ширина профиля шины нужна не для сокращения тормозного пути, а для большей устойчивости к перегреву и износу и для увеличения жесткости шины и снижения увода.
В чем практический смысл широких и низкопрофильных шин?
В итоге, широкий профиль шины делают, чтобы:
- снизить нагрев и износ при активной или гоночной езде;
- улучшить проходимость (снизить «проваливаемость» :)) по мягким и зыбучим покрытиям;
- снизить увод шины в поворотах и улучшить управляемость, особенно, на гонках.
То есть пятно контакта, конечно же, влияет на ездовые характеристики, но совсем не так, как многие думают :) Вот такое загадочное существо — пятно контакта…
Низкий профиль делают, чтобы:
- получить возможность установки тормозных дисков большего диаметра;
- снизить увод шины в поворотах и улучшить управляемость, особенно, на гонках.
Используйте эти факты с умом и не поддавайтесь влиянию стереотипов. Не только время прохождения круга на гоночной трассе, но и понимание сути, что и зачем вы делаете, демонстрирует ваше мастерство вождения автомобиля.
Как видите, и широкие, и низкопрофильные шины нужны, в основном, для улучшения ездовых характеристик при активной или гоночной езде: снижения перегрева, износа, увода.
Аноним
Ответить
Аноним
Ответить