Правда ли, что «круг» стал главным?
Недавно, на курсе водительского мастерства «MBA для водителя» кто-то из слушателей воскликнул: «Наконец-то и в нашей стране сделали удобным проезд перекрестков с круговым движением! Ведь «круг» теперь всегда «главный»! Казалось бы… А так ли это на самом деле? К сожалению, нет, и надежда водителя на главенство круга может привести к ДТП. Поговорим…
Какой порядок при движении по кругу был раньше?
Для начала вспомним, что круг – тоже перекресток, и на него распространяются все правила проезда обычных перекрестков. И раньше, до конца 2010 г. в большинстве случаев водитель на круге должен был уступить дорогу тем, кто на него въезжает. Почему? Потому что работало «правило помехи справа», прописанное в ПДД под номером 8.9:
8.9. В случаях, когда траектории движения транспортных средств пересекаются, а очередность проезда не оговорена Правилами, дорогу должен уступить водитель, к которому транспортное средство приближается справа.
Значит, по умолчанию круг всегда был второстепенным. И в некоторых случаях он был главным – если перед въездом на круг стоял один из знаков приоритета:
2.4 «Уступи дорогу»:
или знак 2.2 «Конец главной дороги»:
или, знак 2.5. «Движение без остановки запрещено»:
То есть не было единообразия при проезде перекрестков с круговым движением, водители путались, и особенно было неудобно, когда в пределах одного квартала проезжаешь несколько кругов подряд, и все с разным приоритетом.
Как обстоят дела сегодня?
С ноября 2010 г. власти решили ввести единообразие для всех круговых перекрестков и заодно приобщиться к европейской практике: в Европе круг – всегда главный.
Но эта новость таит в себе подвох. Ведь правило о помехе справа никто не отменял! Поэтому круг даже после ноября 2010 г. не может быть главным сам по себе, без знаков. Выходит, нет знаков – круг второстепенный. Конечно, законодатели могли прописать в Правилах отдельный абзац, что правило помехи справа на круге не работает или что-то вроде того. Но, к сожалению, этого не произошло, и ничего подобного в ПДД не сказано.
Давайте посмотрим, а что же на самом деле там сказано о круговом движении. Это п. 13.9:
«…. В случае если перед перекрестком с круговым движением установлен знак 4.3 в сочетании со знаком 2.4 или 2.5, водитель транспортного средства, находящегося на перекрестке, пользуется преимуществом перед выезжающими на такой перекресток транспортными средствами».
Абзац введен Постановлением Правительства РФ от 10.05.2010 N 316.
Со знаками 2.4 и 2.5 мы уже разобрались, а знак 4.3 означает «Круговое движение»:
Обратим внимание, что обсуждаемый абзац в п. 13.9 ПДД начинается со слов «В случае если…». Значит, Правила допускают существование перекрестков с круговым движением без знаков приоритета, где работает правило помехи справа. Уже подвох.
И реально круг может стать главным только благодаря знакам приоритета, которые мы уже обсудили.
Что же тогда изменилось по сравнению с прошлыми годами? Принципиально – ничего. Все осталось без изменений. И в европейских ПДД все аналогично, и у «них» тоже актуальна помеха справа. Отличие только в том, что в Европе перед каждым (каждым!!!) круговым перекрестком установлены знаки «Уступи дорогу». И именно это дает нам право говорить «в Европе круг всегда главный».
А в России? По крайней мере, в Москве я регулярно встречаю круговые перекрестки без знаков приоритета, где круг, как вы понимаете, ни разу не главный. А раз так, то нет никакого единообразия, к которому, якобы, стремились власти, и никакого удобства проезда.
Что в итоге?
А в итоге – круг не стал главным, просто дорожные службы установили знаки приоритета перед бОльшим числом перекрестков, чем было раньше. И эти круги стали главными, но ровно до той поры, пока висят знаки. А нет знака – нет и приоритета. Завтра знаки поснимают – и круг уже не главный. И если вдруг водитель на круге не уступит дорогу въезжающему на круг и совершит ДТП, виноват будет он, и никакие отговорки типа «а ведь круг сейчас всегда главный» ему не помогут :(
Какой вывод? В отличие от Европы, у нас круг может быть как главным, так и второстепенным, в зависимости от наличия знаков приоритета. Поэтому проезд перекрестка с кругом на «автопилоте» не будет для вас безопасным, и вы по-прежнему обязаны смотреть на знаки приоритета. Если сотрудники дорожной службы не повесили их – круг снова становится второстепенным, это не является нарушением правил установки знаков, и это проблема водителей.
Помните! Власти не обещали сделать круг главным, они обещали на большинстве перекрестков повесить соответствующие знаки, при которых водители на круге будут иметь преимущество проезда. Поэтому круг был и остается обычным перекрестком, въезд на который может быть как второстепенным, так и главным. И наша с вами задача – следить за знаками на каждом перекрестке и не только с круговым движением. И это особенно актуально для тех, кто проходит подготовку к сдаче экзамена по вождению и теоретического экзамена в ГИБДД, ведь инспектор не поведется на отговорку «теперь круг всегда главный» :)
Комментарии 0