Водитель или «пассажир за рулем»?
Последнее время я веду переговоры с различными автомобильными журналами на тему публикации статей по безопасному вождению автомобиля. С одним из редакторов отдела «Тест-драйв» одного известного журнала состоялся разговор о содержании статей о тест-драйвах. Сейчас в этих статьях пишут о комфорте, опциях, комплектациях. И я предложил добавлять информацию об управляемости автомобилей, их ездовых характеристиках, безопасности, в чем, собственно, я же и готов помочь.
Редактор ответил примерно следующее. Александр, видите ли, в чем дело… Сегодня аудитория читателей сильно изменилась. В 90-е мы писали для водителей-механиков – людей, которые водили машину и в перерывах могли под ней валяться около дома, самостоятельно ремонтировать подвеску, перебирать мотор и так далее. В 2000-е мы писали для водителей-драйверов – людей, ценящих удовольствие от вождения, понимающих толк в управляемости и интересующихся поведением автомобиля в экстремальных ситуациях. Сегодня мы пишем уже для водителей-потребителей. Людям интересно количество опций, комфорт, размер салона и ничего более. И, к сожалению, читателя сейчас мало волнует, насколько хорошо машина держит поворот, при какой максимальной скорости она проходит экстренный объезд препятствия и как она себя поведет в скольжении.
Прогресс меняет приоритеты
Тут до меня окончательно дошло… Прогресс сильно поменял приоритеты людей. Многие кинорежиссеры и музыканты превратились в пользователей видео- и аудио-редакторского софта для компьютера, фотографы – в пользователей Фотошопа. Меломаны отказались от виниловых пластинок и перешли сначала на CD, а потом и вовсе на mp3-плейеры и музыку в сотовых телефонах. Многие из нас перестали быть гурманами и перешли на полуфабрикаты и фастфуды… Короче говоря, люди отказались от качества в угоду удобству. А водители превратились в потребителя, пользователя автомобиля. Или, точнее водитель стал «пассажиром за рулем».
Музыканты переквалифицировались в юзеров
Хорошо это или плохо? Насчет фотографов и музыкантов вопрос спорный, тут кому что ближе. Лично мне жалко, что так происходит. Как сказал главный герой фильма «Кейт и Лео»: «в местах, где живу я, приготовленное блюдо есть результат труда и умения!». И несколькими десятилетиями ранее, в эпоху магнитных лент и фотопленок любой высококачественный творческий продукт: кино, музыка, фотография как раз были результатами труда и умения. Умения режиссеров, музыкантов и фотографов. Чтобы записать музыку, нужно было профессионально играть на инструменте. А сейчас чтобы создать качественную музыку достаточно средненько играть на инструменте и овладеть программой обработки звука. Как в том анекдоте, когда звукорежиссер говорит бестолковому гитаристу: «слушай, ты хоть гамму-то можешь сыграть? Ну, сыграй, а я потом нарежу!»
И что же в этом плохого??? – думают многие. Что плохого в том, что раньше записывать музыку могли лишь избранные, а сейчас это может сделать каждый, кто возомнил себя музыкантом, причем в любой квартире, где есть компьютер? Важен ведь результат, а не то, как он достигается! Я считаю иначе. Важен не только и не столько результат, сколько процесс личностного и профессионального роста музыканта, фотографа, Человека. Рост уровня мастерства! Для слушателя музыка – источник эстетического наслаждения, а для музыканта – способ саморазвития и самовыражения. Неискушенный слушатель получит удовольствие от одной и той же мелодии в любом случае – сыграна ли она музыкантом или нарезана звукорежиссером. А музыкант поднимется на одну ступеньку вверх и как профессионал, и как личность, только если сыграет мелодию сам и сделает это качественно. Если же он ее сыграет абы как, а дальше дело поправит звукорежиссер на компьютере, музыкант не вырастет над собой. А при возведении такого порядка вещей в привычку, он еще и деградирует. Так что в превращении музыкантов в пользователей компьютера нет ничего хорошего. Точнее, хорошо, что производство музыки стало более дешевым и доступным для людей, но плохо, что в музыку из-за этого стали попадать случайные люди. Музыка – лишь пример, а идея распространяется на все – фотография, рисование, видео, приготовление чая или кофе, пищи, вождение автомобиля… Таково мое мнение. А многие отвечают на это, «ну, давайте пересядем с автомобилей на лошадей и будем повышать мастерство наездника, а вместо ламп дневного света вернемся к свечкам. А что – романтика же, ужин при свечах…» В общем, вопрос спорный, тут кому что ценнее – результат или процесс.
Водители деградировали до пассажиров за рулем
А в случае с автомобилями ситуация иная, это я уже утверждаю как профессионал по вождению автомобиля и обучению водителей. Конечно, и тут мне обидно, что люди превращаются из водителей в пользователей и все меньше ценят эстетику вождения.
Недавно об этом очень хорошо написал Сергей Асланян на своей странице в Facebook. Полная версия статьи здесь: https://www.facebook.com/aslanian.ru/posts/379094815510062, а я процитирую ключевые слова:
…все меньше знатоков, ценителей и умельцев, желающих наслаждаться управляемостью автомобиля. Люди становятся примитивней. Чтобы уметь красиво ездить – надо работать над собой, надо учиться, надо хотя бы просто задуматься над разницей стилей вождения. А большинству достаточно просто переместиться. Bluetooth, WiFi, USB важней, чем точно прописанный вираж. На смену тем, кто хотел и умел грамотно ездить приходит поколение синтезированных людей, всю жизнь лишь нажимающих нужную кнопку и получающих привычный результат в виде выстиранной рубашки, поджаренного бутерброда, сваренного кофе, отправленной электронной почты. Если уж им и захочется эмоций, бравады и геройского результата, они наиграются в компьютере, а потом разместят в социальных сетях фотографии своих успехов. К тому же на дороге, все еще немного опасной и слегка чужой, их все время норовят загнать в предписания, рамки и правила и цена любой ошибки – штраф на реальную сумму. И чем больше вокруг электронных удовольствий и результатов, достигаемых при помощи команды Enter, тем меньше навыка жизни за рулем и понимания дороги. И кому здесь нужна управляемость? Зачем породистые ездовые характеристики и упоительные повадки, откуда тут возьмется наслаждение управлением и тяга к красиво пройденному повороту? Потенциального владельца дорогой и хорошей машины пять раз в неделю везут от домашней клавиатуры к клавиатуре офиса и обратно и выпускают на волю только на пару выходных. Еще встречаются те, кто ездит и наслаждается, и при первом удобном случае они находят повод съездить именно на машине и если можно, то подальше. Но большинство инертно, настроено потребительски и предпочитает совершать подвиги в безопасной среде, а не наяву. Им достаточно ценника на автомобиль, чтобы оказаться вполне уважаемым. А от машины нужен массажер и подогрев сиденья, поясничный подпор, кондиционер и мягкий пластик. Как этот набор комфортных удовольствий едет – роли не играет.
Как точно и емко он описал ситуацию! Ни добавить, ни убавить! Респект! И мне жалко, что «люди становятся примитивнее». Но эта моя жалость тоже спорна, поскольку то или иное отношение людей к машине – это их выбор, их право. На вкус и цвет, как говорится…
Пассажирам место на заднем сиденье
Плохо другое. Эта тенденция на самом деле опасна – тем, что люди стали садиться за руль с психологией пассажира. Для многих людей вождение стало неким второстепенным и само собой разумеющимся процессом, которому не нужно уделять внимание. Когда я еду пассажиром, всегда обращаю внимание на манеру езды водителей, и каждый раз расстраиваюсь. Как ездят люди? Как дышат, едят или ходят. Они об этом не думают, едет машина и ладно. Они едут на автопилоте. Они не анализируют свои действия и дорожную обстановку, они и не знают, что нужно вообще что-то анализировать. И им это даже не интересно! Они регулируют температуру в салоне, обсуждают деловые вопросы с пассажиром, интересуются курсом валют на завтра по радио, смотрят в навигатор, в пробки и прикидывают, на сколько опоздают на встречу по бизнесу, беспрерывно звонят по телефону… А о вождении даже подумать некогда. И тем более, некогда подумать о его безопасности. И так ездит большинство.
Отличный пример водителя с такой психологией приведен в фантастическом фильме «Патруль времени» в главной роли с героем американских боевиков 80-х Жаном Клодом Ван Даммом. Жан садится в машину будущего, произносит пункт назначения «дом» и забывает о дороге. А зачем о ней помнить? Машина сделает все сама.
Пока для нас это из области научной фантастики, хотя, мне кажется, показанная эпоха уже не за горами. В то же время все написанное и показанное выше очень актуально и в наше время, например, для босса, который едет на заднем сиденье роскошного седана… То есть для пассажира. Но для водителя такое отношение к вождению автомобиля опасно и просто неприемлемо.
Если вы не совсем меня понимаете – что тут опасного и о чем надо думать во время вождения, я предлагаю вам статью «Как научиться водить машину?», где подробно описал, что должен знать и уметь хороший водитель и какие параметры машины и дороги он должен постоянно держать в голове и отслеживать, чтобы можно было говорить о грамотном и безопасном вождении автомобиля. Все эти вопросы мы также обсуждаем на курсе «МВА для водителя: Мастерство Вождения Автомобиля«, у которого только теоретическая часть длится 24 часа.
Когда вы за рулем, на первом месте – вождение
Опасно переводить вождение на второй план и вести машину на автопилоте. Потому что так вы не контролируете автомобиль, дорожную ситуацию и управляете в расчете на удачу. Хороший водитель сконцентрирован на вождении. Он смотрит на дорогу, он слушает дорогу и машину, более того, он нюхает дорогу и машину, он ощущает их руками, спиной. Разве что на вкус не пробует :))) То есть у хорошего водителя во время вождения задействованы четыре чувства из пяти плюс логический аппарат. А у пассажира за рулем — только зрение и то фоном… Садиться за руль с психологией пассажира – все равно что выходить на минное поле во время войны с психологией американского студента третьего тысячелетия и представлением о мире во всем мире. Друзья, помните, что на дороге – как на войне. В прямом и переносном смыслах. Между прочим, около 30 000 человек в России ежегодно гибнет в автокатастрофах. Не надо решать за рулем деловые вопросы, иначе вы рискуете пополнить и без того жуткую статистику… За рулем нужно находиться «здесь и сейчас», отложить все дела и думать о вождении автомобиля, ежесекундно анализируя обстановку и принимая решения. Что, нет времени? Что, вождение автомобиля для вас – единственное свободное время, когда можно сделать несделанные звонки и решить нерешенные вопросы? В таком случае проблема легко решается – наймите водителя и делайте свои дела на заднем сиденье. Но не за рулем.
Безопасность вождения важнее комфорта
Вернемся к началу статьи и к цитате Сергея Асланяна. Что же плохого в изменившемся отношении водителей к автомобилю? Что плохого в том, что люди все больше ценят комфорт и техническую начинку салона и перестали ценить ездовые качества авто? Все в том же – это потребительское отношение, отношение пассажира и оно снижает безопасность вождения автомобиля. Если фотографы превратились в продвинутых пользователей Фотошопа, это их личный выбор, от которого никак не зависит их жизнь и жизни окружающих людей. А при переходе (или, точнее, деградации) от водителя к пассажиру за рулем, выживаемость рода человеческого ставится под сомнение.
Все просто. Автомобиль – не роскошь и не средство передвижения (как думают водители-пассажиры за рулем), и даже не средство повышенной опасности, а оружие массового поражения. Соответственно, основная и первостепенная задача водителя – обеспечение безопасности вождения автомобиля и предотвращение ДТП. И никак не решение вопросов по бизнесу или типа того. Большое количество опций и функций в салоне – это, конечно, здорово, но предотвратить, скажем, наезд на пешехода они вам ну никак не помогут. Более того, такое разнообразие опций может и спровоцировать ДТП, ведь водитель во время вождения может большую часть времени быть занят опциями, а не дорогой! И тут мы приходим к важности и даже к первостепенной важности ездовых характеристик автомобиля.
Управляемость автомобиля – главная опция
Главное качество машины с точки зрения безопасности вождения и предотвращения ДТП – управляемость. То есть адекватность реакций автомобиля на действия водителя. Именно управляемость позволяет водителю применить контраварийные приемы вождения в экстремальной ситуации. Под управляемостью машины в широком смысле понимается не только как она «рулится», но и как она ускоряется и тормозит. От того как она рулится, напрямую зависит способность удерживаться на дороге в повороте и маневрировать из стороны в сторону. А также адекватность управления в заносе или сносе – в случае потери сцепления шин с дорогой. От этого зависят ваши шансы не улететь с дороги в кювет и объехать препятствие. То есть сохранить одну или несколько человеческих жизней. Тормозная динамика и «прозрачность» педали тормоза вам помогут точно и своевременно снизить скорость и избежать столкновения. Динамика ускорения – «приемистость» — также позволит вовремя интенсивно ускориться, уйти от лобового или бокового столкновения, а также от наезда на ваш автомобиль сзади. А хорошие шины – вообще залог всех перечисленных выше ездовых характеристик, ведь на шинах от Жигулей даже гоночный болид будет управляться, как Жигули…
Интересоваться управляемостью – не дело вкуса…
В общем, я хочу сказать, что хорошие ездовые характеристики авто – не просто повод для получения удовольствия эстетов или удовлетворения драйверских амбиций, а главный и единственный помощник водителя по части предотвращения ДТП и безопасности дорожного движения. А значит, опасно не только плохо водить машину, но и водить машину с плохими ездовыми качествами, а также не интересоваться ими при выборе автомобиля. Хороший водитель всегда имеет шанс предотвратить ДТП, а пассажир за рулем не имеет таких шансов. И если он до сих пор жив и здоров, ему просто везет. Как «неуловимый Джо» из того анекдота. Он неуловимый не потому что его поймать никто не может, а просто он даром никому не нужен… Так и пассажир за рулем. Он не рулит не только машиной, он не рулит и ситуацией. В самом известном смысле этого словосочетания.
Так что, друзья, в вопросе эстетики вождения автомобиля и личностного роста у вас есть свобода выбора. Хотите – получайте удовольствие от красиво пройденного поворота, хотите – нет. Хотите – повышайте водительское мастерство ради личностного роста, хотите – не повышайте. Дело вкуса и приоритетов. А вот в вопросе безопасности дорожного движения такой свободы у вас… физически она, конечно, есть, а морально – нет. Вы не имеете морального права садиться за руль с психологией пассажира, потому что подвергаете себя и других людей опасности. Вы не имеете морального права относиться к машине, как к мобильному телефону или дому на колесах, и интересоваться только опциями, функциями и техническими наворотами. Вы просто обязаны интересоваться в первую очередь ездовыми качествами машины и знать ее поведение в экстремальных ситуациях. Поймите, от наличия телевизора в подголовнике сиденья не зависит жизнь людей, а от управляемости автомобиля зависит. И всё же, все взрослые и самостоятельные люди, и я не могу вас заставить быть водителем. Но могу сказать одно: выбор быть пассажиром за рулем незрелый, безответственный и опасный. Безопасный путь только один — быть водителем!
Не хочется? Не нравится? Нанимайте водителя и пересаживайтесь на заднее сиденье. «Будет тебе там и вааанна, будет и кооофэ…. Будет и какава с чаем! Поехали!»
По-настоящему важные характеристики автомобиля
Теперь перечислю, какие характеристики машины важны с точки зрения активной безопасности, то есть с позиции предотвращени ДТП. Хорошая машина должна:
- хорошо рулиться, лихо заныривать в повороты и хорошо держать дорогу на дуге;
- четко и контролируемо объезжать препятствие;
- иметь чувствительный руль, через который водитель ощущает качество дорожного покрытия;
- легко и понятно для водителя тормозить, иметь хорошую чувствительность педали тормоза;
- иметь надежные тормоза, способные многократно и с большой скорости остановить автомобиль на кратчайшем участке дороги;
- иметь хорошую динамику разгона;
- быть низкой, иметь низко расположенный центр тяжести (насколько это позволяют вам те дороги, по которым вы постоянно передвигаетесь);
- иметь относительно жесткую подвеску, без лишнего комфорта и с хорошей передачей неровностей дороги в салон;
- иметь низкопрофильные шины (в пределах разумного, опять же исходя из того, по каким дорогам вы больше всего времени передвигаетесь) из высококачественной резины;
- иметь электронные системы активной безопасности, в частности, антиблокировочную систему (ABS) и систему стабилизации (ESP);
- иметь современные показатели пассивной безопасности: кузов с хорошими сминаемостью и энергопоглощением, подушки безопасности и т.п.
Соответственно, на тест-драйве перед покупкой все эти вопросы нужно выяснить и сделать это в первую очередь. Правда, сминаемость кузова и последствия от столкновения на тест-драйве проверять не стоит :), а поинтересоваться результатами крэш-тестов в соответствующих источниках очень даже имеет смысл. И только при положительном ответе хотя бы на половину этих вопросов интересоваться, а что же хорошего есть в салоне автомобиля, сколько динамиков имеет аудиосистема и сколько устройств USB к ней можно подключить. Эта же информация вас должна интересовать при прочтении тест-драйвовых статей в журналах, если, конечно, вы претендуете на статус водителя, а не пассажира за рулем.
Водитель или пассажир за рулем?
Всем вышеперечисленным характеристикам идеально соответствует спорткар. Я не пытаюсь пересадить всех на спортивные машины, хотя и являюсь их поклонником. Неважно, на какой машине вы ездите, важно управлять автомобилем с психологией водителя. Можно ехать на Жигулях, которые вообще не соответствуют требованиям предыдущего абзаца, но осознавать этот факт и корректировать стиль вождения соответственно. Я не говорю, что вы обязаны управлять только машинами с породистыми ездовыми качествами. Я говорю, что следует интересоваться ее ездовыми качествами, знать ее возможности, пределы и вести машину соответственно ее возможностям. Если ваш автомобиль не блещет управляемостью и не соответствует характеристикам выше, не надо сразу менять автомобиль, измените сначала отношение к нему, выйдите из состояния пассажира за рулем, станьте водителем. Если, конечно, вы до сих пор не сделали это.
Удачи вам на дорогах!
Комментарии 0