• Главная
  • Блог
  • Как безопасно проезжать пешеходные переходы? Часть 2

Как безопасно проезжать пешеходные переходы? Часть 2

Что делать, если поздно заметили пешехода?

Как вы уже поняли из прошлой статьи, не бывает внезапно появившегося препятствия, бывает вовремя не замеченное препятствие. Даже если вы возьмете за привычку описанный алгоритм проезда пешеходных переходов, все равно нет 100%-й гарантии, что отныне и за всю жизнь вы ни разу не ошибетесь в оценке ситуации. На этот случай – случай экстремальной ситуации – есть два приема:

  1. экстренное торможение
  2. экстренный объезд препятствия

Экстренное торможение

Об этом у меня есть отдельная и подробная статья, которая так и называется «Экстренное торможение», там я описал все детали процесса. Здесь дам краткие рекомендации. Наиболее эффективный прием торможения в экстремальной ситуации – тормоз в пол. То есть резкое, сильное, ударное нажатие на педаль тормоза. Сразу скажу, что педаль не сломается, а машина не кувыркнется вперед, все будет в норме, не волнуйтесь.

Тормоз в пол – прием, подходящий как для автомобилей с ABS, так и без этой системы. Вы могли слышать, читать о том, что на машине без ABS тормозить в пол неправильно, нужно обязательно тормозить прерывисто или ступенчато, как это делает ABS. Не отрицаю, есть такие приемы, но есть также и нюансы, с ними связанные. Вот какие.

Для чего мы тормозим? Чтобы остановиться перед препятствием максимально быстро, то есть с минимально возможным тормозным путем. А для чего существует ABS? Понятно для чего – чтобы не допустить блокировки колес и юза при торможении. Ну а нам, водителям что с этого? А нам это дает две важные возможности:

  • возможность изменить направление движения во время экстренного торможения, что невозможно при юзе;
  • возможность избежать заноса во время торможения, что очень вероятно при торможении юзом.

Это все. Если вы думаете, что ABS позволяет сократить тормозной путь, это не так. Теоретически, юзом автомобиль проезжает чуть дальше, чем при торможении на грани скольжения шин по дороге. Чуть дальше. На практике – либо так же, либо даже короче, чем на грани скольжения. Интересный эксперимент провели эксперты журнала Авторевю и изложили его в статье «О чем стрекот?»

В итоге тормозной путь на льду на нешипованных шинах во всех случаях оказался наиболее коротким при торможении именно юзом по сравнению с другими способами, а самым длинным – тормозной путь при прерывистом торможении.

tormozhenie.jpg

Для чего же тогда прерывистое торможение? Оно для того же, для чего и ABS – в первую очередь, чтобы не допустить заноса автомобиля, и во вторую – для водителей с особой сноровкой – чтобы объехать препятствие. Но не для того, чтобы сократить тормозной путь.

Кроме того, прерывистое торможение неприменимо в экстремальной ситуации по двум причинам. Первая – оно конфликтует с психологией водителя. Вы летите на живого человека, а вам надо отпустить тормоз – не получится. Вторая – в экстремальной ситуации человек совершает наиболее привычное действие. Очевидно, что однократное нажатие на тормоз имеет куда большую ежедневную повторяемость, чем прерывистое торможение, поэтому подсознательно водитель нажмет на тормоз в пол.

Отсюда вытекает и область применения прерывистого торможения – запланированное торможение на скользкой дороге, например, перед светофором, во избежание заноса. Но не в экстремальной ситуации.

Так что преимущества и простота торможения юзом налицо, а недостатки…недостаток только один – машину может занести, она начнет вращаться, и тогда вы остановитесь перед бабушкой не передом, а боком или, в худшем случае, задом. А вам не все ли равно, какой частью авто вы будете к ней повернуты? Тем более, что чем больше вращается автомобиль, тем меньше места в итоге занимает торможение, так что это вам еще и выгодно. Именно на этом принципе основан такой прием высшего водительского мастерства как торможение вращением автомобиля.

Экстренный объезд препятствия

Этот прием на водительском жаргоне называется «переставка». Честно говоря, не рекомендую в первую очередь прибегать к объезду пешехода, особенно неподготовленным водителям. Во-первых, у переставки есть скрытая опасность – при неумелом выполнении маневра (а у большинства водителей по умолчанию получается именно неумелый маневр) машина попадает в занос и улетает с дороги. Вам же это не надо, правда? Описывать детали выполнения переставки я не буду, все равно без отработки не получится, и освоить этот прием вы можете на курсах контраварийной подготовки водителей.

Во-вторых, с точки зрения ПДД, если в результате объезда препятствия вы совершите другое ДТП, скажем, заденете соседний автомобиль, виноваты уже будете вы. Хотя, конечно, если вам совершенно очевидно, что оттормозиться перед пешеходом вы не успеваете, лучше, конечно, уйти в сторону и задеть другой автомобиль, чем наехать на пешехода. Да и пусть машину заносит, человека бы спасти. Так что решайте.

Почему пешеходы попадают под колеса автомобилей?

Отдельная тема – поведение самих пешеходов на зебрах. Я заметил, что пешеходы делятся на две большие категории. Первые – которые заботятся о своей жизни и перед тем, как ступить на проезжую часть, убеждаются в безопасности перехода. Вторые – те, которые не заботятся о своей жизни и выходят, не глядя по сторонам. А отдельные личности идут под зонтом или в капюшонах, а кто-то в наушниках, и не видят и не слышат происходящего вокруг. Таких людей можно понять, ведь они догадываются о существовании п. 14.1 ПДД, который гласит:

«Водитель транспортного средства, приближающегося к нерегулируемому пешеходному переходу <*>, обязан снизить скорость или остановиться перед переходом, чтобы пропустить пешеходов, переходящих проезжую часть или вступивших на нее для осуществления перехода»

Знание ПДД, конечно, похвально, но это не гарантирует вам безопасность. Ведь если вы соблюли правило, то ваш ближайший сосед по дороге может и не соблюсти. Что, собственно, и происходит, в результате чего пешеходы и гибнут под колесами… Это я пока взываю к здравому смыслу, но ведь этот здравый смысл прописан в тех же ПДД! Посмотрим, что говорится по этому поводу в  п. 4.5:

«На нерегулируемых пешеходных переходах пешеходы могут выходить на проезжую часть после того, как оценят расстояние до приближающихся транспортных средств, их скорость и убедятся, что переход будет для них безопасен. При пересечении проезжей части вне пешеходного перехода пешеходы, кроме того, не должны создавать помех для движения транспортных средств и выходить из-за стоящего транспортного средства или иного препятствия, ограничивающего обзорность, не убедившись в отсутствии приближающихся транспортных средств»

Напишу то, что уже написал выше для водителей. Дорогие читатели, пешеходы. Помните, пожалуйста, одну важную вещь: у любого автомобиля всегда есть тормозной путь. Это путь, который автомобиль НЕИЗБЕЖНО должен пройти с момента начала торможения до полной остановки. Автомобилю физически намного сложнее остановиться, чем пешеходу. Вам встать – один шаг, а автомобилю при скорости 60 км/ч – несколько десятков метров, в лучшем случае. Так что при всем желании водителя машина не может встать на месте, как вкопанная, в одно мгновение. Это вы так можете, а машина – нет. Учитывайте это при переходе дороги даже на зебре.

Далее, что касается закрытого обзора, того самого «стоящего транспортного средства или иного препятствия, ограничивающего обзорность»Помните, когда вы не видите водителя, водитель тоже вас не видит. А ему нужно время, чтобы вас увидеть и среагировать, а машине – чтобы остановиться после нажатия водителем педали тормоза. И когда вы выходите из-за припаркованного автомобиля или другого непрозрачного объекта, водителю может не хватить времени для остановки. Ведь у него есть тормозной путь…

Короче говоря, возьмите ответственность за свою жизнь и не перекладывайте ее на водителя, который «обязан снизить скорость или остановиться перед переходом, чтобы пропустить пешеходов»

Который раз мне вспоминается диалог Ипполита и Жени из фильма «Ирония судьбы, или С легким паром!»:

 — Ну, хорошо, предположим, вы не помните, как вы попали в самолет. Но, как вы вышли оттуда, вы должны были помнить?!

 — Да! Дааа! Помнить должен… Но я не помню…

Именно так часто происходит и на дороге: водитель уступить должен был, но не уступил. А пешеход на зебре был уверен, что уступит…

Как безопасно миновать зебру. Итоги

Для водителей и пешеходов:

возьмите на себя ответственность за безопасность движения и переходите/проезжайте зебру, только убедившись в безопасности. Водители —  в том, что пешехода нет, пешеходы – в том, что водитель действительно уступает дорогу.

Для водителей:

  • Подъезжая к зебре, снижайте скорость заранее, независимо от того, видите ли вы пешехода или нет. Ведь когда пешеход уже показался в зоне видимости, уже может быть поздно…
  • Узнать о наличии зебры вы также можете заранее по установленным знакам 5.19 «Пешеходный переход», которые, к тому же, сейчас делаются в желтой светоотражающей рамке, и нужно очень постараться, чтобы не заметить их. То есть начинать торможение перед зеброй нужно не тогда, когда вы увидели пешехода, а тогда, когда вы увидели дорожный знак «Пешеходный переход».
  • Если вы ошиблись с оценкой обстановки, и спасти пешехода может только экстренное торможение, применяйте его – тормоз в пол, независимо от наличия ABS на автомобиле. Не применяйте прерывистое торможение на автомобиле без ABS, оно не для этого, да и все равно не получится.

Для пешеходов:

  • Помните про наличие тормозного пути у автомобиля, и что водителю нужно время, чтобы вас заметить и среагировать, а машине – чтобы остановиться. Не всегда успех торможения зависит от водителя, даже если он законопослушный водитель и уважает пешеходов. Не говоря уже о тех, кто их не уважает. Выходите на дорогу медленно и предсказуемо для водителя. Убедитесь, что он успеет остановиться, и только потом преграждайте ему путь.
  • Помните, что часто водителю нужно увидеть пешехода заранее, еще когда он не ступил на зебру. Этому могут мешать непрозрачные объекты на дороге и загораживать обзор. В этом случае выходите на дорогу очень аккуратно, не торопясь и убедившись, что это безопасно.
 

Комментарии 0

Оставить комментарий