Как выбрать безопасную скорость? Часть 1
Дорогие друзья! Наконец я решил написать статью о безопасной скорости движения автомобиля и о ее правильном выборе водителем. Задача сложная и злободневная.
Во-первых, многие водители думают, что безопасно – значит в соответствии с ПДД. Это, конечно же, не всегда так. Бывает, не в соответствии с дорожными знаками безопасно, а бывает, и в соответствии с ними опасно. А еще мне «нравится» набившая оскомину фраза «большинство ДТП происходит вследствие превышения скорости водителями». Фраза правильная, но под превышением скорости надо понимать совсем не то, что привыкло думать большинство людей.
Во-вторых, в одной из прошлых статей я рассуждал о том, почему водители превышают скорость, и утверждал, что причина не столько в водителях, сколько в несоответствии геометрии дороги скоростным ограничениям. И может показаться, что я пропагандирую превышение скорости. Это не так :) На самом деле я за то, чтобы не просто безоговорочно полагаться на дорожные знаки, а думать за рулем и в каждую секунду выбирать скорость, адекватную дорожной обстановке. И о том, как выбирать безопасную скорость – в этой статье.
Общее правило выбора скорости
Есть универсальное правило: скорость должна быть такой, чтобы остановочный путь был меньше расстояния видимости или расстояния до потенциального препятствия.
В общем-то всё, на этом статью можно заканчивать :) В этих двух строках сказано буквально всё и этого достаточно для того, чтобы не гонять по скользким дорогам, чтобы ехать по Бульварному кольцу Москвы не быстрее 50 км/ч, по неосвещенной загородной дороге не более 80 км/ч, а по эстакадам Третьего транспортного кольца не менее 80 км/ч.
Однако попробую объяснить, что есть что в этом правиле выбора скорости, и приведу примеры.
Термины и определения
Тормозной и остановочный пути
Напомню, что остановочный путь – это путь, пройденный с момента обнаружения препятствия водителем до полной остановки. То есть это тормозной путь + путь, пройденный за время реакции водителя, которое принято считать равным 1 секунде.
А тормозной путь – это путь, пройденный с момента нажатия на педаль тормоза до полной остановки.
Тормозной путь пропорционален квадрату скорости и обратно пропорционален коэффициенту сцепления шин с дорогой.
S = v2/2kg
То есть тормозной путь тем больше, чем выше скорость движения и чем более скользкое покрытие.
Расстояние видимости
В п. 1.2 ПДД говорится:
«…Дорога включает в себя одну или несколько проезжих частей, а также трамвайные пути, тротуары, обочины и разделительные полосы при их наличии»
Соответственно, под расстоянием видимости дороги следует понимать видимость не только дорожного полотна, но и всех указанных в определении «прилегающих» территорий – особенно тротуаров. Это уточнение крайне важно, и ниже я объясню, почему.
Таким образом, скорость должна выбираться, исходя из качества дорожного покрытия и видимости дороги, а также исходя из дистанции и бокового интервала до потенциального препятствия и ширины дороги.
Недостаточная и ограниченная видимость
Какие бывают проблемы с видимостью? Различают видимость недостаточную и ограниченную.
Все тот же п. 1.2 Правил объясняет, в чем разница:
«Недостаточная видимость — видимость дороги менее 300 м в условиях тумана, дождя, снегопада и тому подобного, а также в сумерки»
То есть это «испорченная» видимость, аналогично изображению испорченного телевизора. Это когда спереди от машины есть некое не очень хорошо видимое «пятно», скажем, 30 метров в свете фар, а что дальше либо очень плохо видно, либо не видно вообще. И это пятно постоянно перемещается с машиной. То есть дорога видна, но только на 30 метров вперед всю поездку.
«Ограниченная видимость — видимость водителем дороги в направлении движения, ограниченная рельефом местности, геометрическими параметрами дороги, растительностью, строениями, сооружениями или иными объектами, в том числе транспортными средствами»
Продолжая аналогию с телевизором: показывает он нам все исправно, но в комнату зашел кто-то из ближайших родственников и стал что-то говорить, загородив половину экрана :))) То есть с погодой и освещением все прекрасно, но на дороге или прилегающей территории есть какие-то объекты, загораживающие обзор.
Закрытый обзор
Следствием ограниченной видимости является ситуация закрытого обзора, при которой участники дорожного движения не видят друг друга из-за какого-либо подвижного или неподвижного объекта.
На рисунке ниже друг друга не видят водитель красной Нексии и серебристой Лады вследствие загораживающего обзор автобуса.
А на этом рисунке обзор загораживает угол дома. Как следствие, не видят друг друга пешеходы, находящиеся за углом, и водитель, подъезжающий к перекрестку. Конкретно на этом кадре пешеходы как раз смотрят на водителя и все могут видеть друг друга, но еще секундой раньше обзор был закрыт.
У ограниченного обзора есть одна неприятная особенность. Расстояние видимости сокращается по мере приближения к препятствию, ограничивающего обзор, в отличие от недостаточной видимости, при которой видимая зона всегда одна и та же.
Зона повышенной опасности
Важно сказать про такую вещь как зона повышенной опасности – это место на проезжей части дороги, включая прилегающие территории, на котором безопасность движения не может быть достигнута при оперативной реакции водителя на появившуюся помеху движению. В случае обнаружения препятствия в зоне повышенной опасности время, находящееся в распоряжении водителя, слишком мало, чтобы избежать ДТП.
Помнится, в раннем детстве я спросил папу о том, что такое рысь. Он ответил примерно так: «рысь это дикая кошка. И если ты в лесу увидел перед собой рысь, считай, что ты уже мёртвый…» Папа, конечно, утрировал, но объяснил доходчиво :)))
Так и здесь: если в зоне повышенной опасности водитель увидел помеху, значит, ДТП уже неизбежно.
В качестве примера возьмем ситуацию на рисунке ниже. Узкая дорога, заставленная припаркованными машинами, и наш автомобиль движется со скоростью 40 км/ч.
В этом случае водителя может спасти только одно – его величество случай, при котором ни в одной из стоящих машин не откроется дверь и никто из пешеходов не выскочит на дорогу из-за загораживающих обзор машин. Если же, к примеру, из-за стоящей грузовой Газели выходит человек, и наш водитель увидел его, можно считать, ДТП состоялось. Почему? Прикинем: 40 км/ч это около 11 м/с, то есть такое расстояние пройдет автомобиль за время реакции водителя 1 секунду, плюс добавим еще 8 метров тормозного пути, который неизбежно пройдет автомобиль во время экстренного торможения. Итого 19 метров. А расстояние отсюда до кабины Газели – три корпуса машины, то есть около 15 метров или чуть больше. Значит, наш водитель ловит на капот пешехода и везет его еще метра 4 или около того.
Это и означает, что если ты увидел препятствие – ты опоздал. Выход? С точки зрения физики, выход один – заблаговременное снижение скорости в расчете на то, что из-за каждой машины в любой момент времени может выйти пешеход. Сколько это в километрах в час? В каждой ситуации будет своя скорость, но глядя именно на этот рисунок, я бы дал не более 20.
Правда, если водитель находится в состоянии готовности и ожидает появления пешехода, время его реакции сокращается вдвое, то есть до 0,5 секунд, и машина за это время проезжает 5,5 м вместо 11. Почувствуйте разницу. И в нашем примере это может спасти пешехода от травмы. Но это не повод двигаться быстрее, просто это дополнительный «контур безопасности».
Поэтому в зоне повышенной опасности избежать ДТП можно лишь путем прогноза и заблаговременного изменения скорости или направления движения, которые должны предшествовать обнаружению помехи.
В следующей статье я приведу конкретные примеры и дам рекомендации по выбору скорости в различных ситуациях:
- хорошая видимость
- недостаточная видимость
- ограниченная видимость
- узкая дорога
- улица с близким расположением проезжей части и тротуаров
Комментарии 0