Нужен ли нам техосмотр?

Сегодня появились новости техосмотра 2012: 1 июля 2011 г. наш президент Дмитрий Медведев подписал новый закон о техосмотре. Тут я вспомнил, как проходил техосмотр своей боевой подруги Mazda RX-8 в прошлом году, как раз в пик сезона наказаний за «левый» ксенон.

Эту историю я написал еще тогда и разослал своим ученикам, и она до сих пор опубликована в сети моим бывшим коллегой и старым приятелем Сашей Ивановым: http://www.mazda3.tv/2010/04/30/pro-texosmotr-i-ksenon/

Саша, кстати, профессиональный инструктор по дайвингу, но сейчас о другом :)

В этой истории мне больше всего запомнилась адекватность наших доблестных гайцов, и то, как они «завалили» меня на диагностике тормозов. Со стороны, для людей в очереди позади меня, это выглядело так, словно ушлые ГАИ-шники без дела докопались до несчастного водителя, отправили в сервис на ремонт и заставили еще раз приехать, простоять сначала в пробках, потом в очереди… В общем, проходя мимо собратьев по несчастью, я слышал сочувствующие возгласы к себе и ругательные в адрес парней в погонах. Но я на самом деле благодарен инспекторам за эту придирку.

В общем, рассказываю, как все было.

Технический осмотр Mazda RX-8 в ГАИ (ГИБДД)

У меня Mazda RX-8 – современная спортивная машинка, очень шустрая. Двигатель у нее роторный

(http://www.youtube.com/watch?v=GZh0E9iBPIM&feature=player_embedded#at=150), соответственно, каждые 5000 км пробега требует замены масла. Я – человек ответственный, и сервис посещаю регулярно, как и предписано регламентом. Тормоза мне тоже регулярно осматривают, колодки меняют и т.п. И к характеру торможения никогда никаких нареканий не возникало.

Заехал на стенд, инспектор попросил меня потормозить и включил барабаны. Компьютер показал недопустимо большое различие тормозных усилий слева и справа на колесах передней оси – более 20%. Я удивился – ведь в движении по дороге даже намека нет на это. Была бы разница, машину бы тянуло в сторону при интенсивном торможении. Инспектор понял мое удивление и любезно предложил провести диагностику повторно. Я согласился и снова получил тот же результат. Кстати, состояние задних тормозов милицейский компьютер нашел превосходным, так что вряд ли диагностический стенд был неисправен. Пришлось откланяться и отправиться в сервис.

На сервисе осмотр тормозов не предвещал ничего страшного, все работало, система герметична и исправна. Ребята пожимали плечами. По регламенту мне вскоре предстояла замена тормозной жидкости, так что мы с сервисменами решили сразу ее заменить. Заменили, прокачали тормоза – это все, что можно было сделать в моем случае.

Уже следующим утром я снова был в МОТОР-2 на диагностическом стенде, который показал разницу в тормозных усилиях 0%. Не зря, стало быть, ездил на сервис-то! Вопрос тут же был снят, и я отправился получать талон техосмотра.

Техосмотр важнее техобслуживания?

Мою голову не покидал вопрос «почему я до этого не чувствовал, что машину ведет в сторону при торможении?». 20% — большая разница, физику не обманешь, обязательно должен был быть «тягач» в сторону. Ответ напрашивался только один: я же сторонник безопасного вождения и плавного торможения… Всем ученикам рассказываю, как правильно тормозить и что безопасное вождение в городе подразумевает заблаговременное торможение, что лучше заранее предусмотреть ситуацию на дороге и притормозить плавно, чем нестись стремглав, а потом познать все прелести экстренного торможения :) Не только рассказываю, но и сам практикую, поэтому крайне редко использую интенсивное торможение. Возможно, поэтому ничего и не ощущал.

Собственно, к вопросу о техосмотре – нужен ли он? Есть ли от него польза? Правильно ли поступают ГАИ-шники, когда «валят» водителей? Правильно ли поступают водители, когда покупают талон техосмотра?

Я не могу судить о других случаях, но мой пример показал, что процедура нужна и полезна, ГАИ-шники – молодцы, а водители, которые на моем месте купили бы техосмотр, просто безответственные люди. От исправности автомобиля зависят жизни людей, и никто ведь не знает, как бы мои тормоза чувствовали себя дальше, если б не замечание майора, и сколько жизней спасло его замечание… Ведь не на каждом сервисе есть стенд для проверки тормозов, а там, где есть, проверяют тормоза не при каждом посещении. Выходит,техосмотр позволяет выявить существенные неисправности автомобиля, которые не всегда чувствуются водителем и не обнаруживаются во время техобслуживания.