Вопрос-ответ — ответ
Здравствуйте Александр, интересно ваше мнение по поводу приема вождения «Стиральная доска». Стоит ли вообще использовать такой прием? И если да, то можно его использовать на малых скоростях?
Федор, добрый день!
Честно говоря, и я, и мои коллеги в недоумении. С одной стороны, человек рассказывает о приемах преодоления неровностей с уверенным видом и вроде бы даже готов ответить за свои слова. С другой, мы о таком никогда не слышали, не использовали, и приведенные объяснения с нашей точки зрения противоречат здравому смыслу и законам физики. Конечно же, мы всегда помним поговорку «век живи — век учись» и не исключаем, что чего-то не знаем и не умеем, но чтобы это признать нужно а) внятное объяснение и б) проверка на практике. Пока ни тем, ни другим мы не располагаем.
Как вариант уверенности автора в своих словах, могу предположить следующее. Он говорит «мы проходили такие участки ровно и мягко там, где все тормозили». Мой личный опыт и наблюдения говорят о том, что 99% водителей слишком боятся повредить подвеску и сильно перестраховываются при проезде небольших неровностей — начиная от трамвайных и ж/д путей, заканчивая некоторыми лежачими полицейскими, не говоря уже об участках дорог со снятым слоем асфальта. Люди неоправданно снижают скорость. К примеру, при въезде в город Серпухов есть ж/д переезд, который я при свободной дороге прохожу на полном ходу — 70-80 км/ч. Замечу, на спортивном авто — Mazda RX-8. Но это бывает редко — потому что там обычно пробка. И пробка, как Вы понимаете, из-за того, что люди переезжают рельсы на скорости 5 км/ч. Аналогично я себя веду и в других случаях — снятый асфальт, трамвайные пути, неровная дорога (про разбитые дороги Подмосковья и других регионов я не говорю). И мой цинизм по отношению к машине оправдывается результатами. Мазда — моя пятая машина в жизни, до этого были сначала Жигули и Лада, потом Хонда Аккорд, и все они прошли через эти «экзекуции». Ни на одной машине не было проблем ни с подвеской, ни с шинами. Было однажды, пробил шину на Смарте, но там я влетел в реально глубокую выбоину. А на своем спорткаре я проехал уже 145000 км, поменял подвеску на 100 тыс. где-то, и то была плановая замена. В общем все хорошо. И заметьте, я не применяю какие-то спецприемы, а просто еду по дороге, как будто ничего не происходит.
Так вот, Федор, я тоже могу сказать про себя «мы проходили такие участки ровно и мягко там, где все тормозили». Но секрет не в том, что я использую какие-то приемы прохождения неровностей, а в том, что я просто не впадаю в панику и еду, как следует, а не с 10-кратной перестраховкой, как большинство. Подвеска для того и существует, чтобы отрабатывать дорожные неровности. Если бы дорога была гладкой, как зеркало, подвеска была бы не нужна, мы бы ездили на тележках. Так зачем заниматься ерундой и создавать пробки, когда можно просто использовать возможности подвески по назначению?
И предполагаю, что автор проезжал неровности быстрее других, потому что все боялись, как обычно, а он ехал быстро. Но ехал он быстро на самом деле не потому что использовал супер-прием, а потому что реально неровности были небольшие, и их можно было проехать просто по прямой и на ровном газу.
Федор, тем не менее, для преодоления неровностей существуют приемы, основанные на разгрузке тех или иных колес машины и популяризированные еще несколько десятилетий назад профессором Э.С. Циганковым. Это поперечная разгрузка тормозом и боковая разгрузка рулем. Например, при проезде лежачего полицейского или поперечной узкой ямы можно резко и коротко ударить по тормозу, чтобы машина «клюнула», а затем — на обратном ходе подвески — прошла бы передними колесами по препятствию. Далее снова бьем по тормозу, машина клюет вперед, задок разгружается, и в этот момент проезжаем по препятствию задом. Если препятствие с одной стороны машины (яма, люк), нужно качнуть рулем в сторону препятствия, тогда нагружается противоположная сторона машины, и мы проезжаем по препятствию разгруженным колесом.
Эти приемы давно известны, распространены и легко объясняются на основе известных законов физики. И, кстати, именно за счет этих приемов некоторые гонщики-раллисты опережали на голову своих соперников в гонках («мы проходили такие участки ровно и мягко там, где все тормозили», когда эти приемы были еще не так распространены.