• Главная
  • Блог
  • Безопасное вождение или контраварийная подготовка? В чем разница?

Безопасное вождение или контраварийная подготовка? В чем разница?

В прошлой статье мы обсудили разницу между курсами экстремального вождения и контраварийной подготовкой. Напомню, контраварийная подготовка – обучение навыкам вождения в критических ситуациях, встречающихся на реальной дороге. Экстремальное вождение – обучение нетрадиционным навыкам вождения, таким как использование ручного тормоза, движение в управляемом заносе, а также различным трюкам вроде полицейского разворота или разворота на 360 градусов. И те, и другие курсы повышают водительское мастерство, но водителю важно понимать разницу между ними и цели, которые он хочет достичь с помощью курсов и, как следствие, правильно выбрать курс.

В этой статье я напишу о безопасном вождении: что означает это понятие, о курсах и об отличиях от контраварийной подготовки.

Безаварийное вождение

Для начала коснусь понятия. Бывает, спрашиваешь человека:

— Ты хорошо водишь машину?

— Да!

— Почему ты так считаешь?

— Потому что я езжу без аварий.

Хорошее дело… Сразу же вспоминается анекдот про неуловимого Джо :)))

— Это неуловимый Джо.

— Почему неуловимый? Что, его поймать никто не может?

— Нет, просто он нахрен никому не нужен! :)))

Безаварийно — не означает безопасно

Здесь аналогия прямая, и она в том, что среднестатистический водитель «неуловимый», то есть, безаварийный не потому, что он крут до невозможности, а потому что ему просто-напросто везет. Он едет и в ус не дует, что находится в постоянной опасности, но, к счастью, в итоге все в порядке. А если вдруг что-то пойдет не так – ДТП не избежать.

Пример. Возьмем левый ряд МКАДа. Когда нет пробок, водители едут 100 км/ч и быстрее, но дистанцию между машинами они держат очень маленькую, 3-4 корпуса машины, то есть 15-20 метров. И вроде бы все в порядке, без аварий. Безаварийно? Да! Безопасно? Нет. Почему небезопасно? Потому что среднее время реакции водителя – 1 секунда, а при 90 км/ч машина за 1 секунду проходит 25 метров. Предположим, водитель спереди экстренно тормозит, и его машина резко останавливается. Водитель сзади реагирует 1 секунду, во время которой машина продолжает двигаться без торможения и проходит 25 метров, прежде чем он нажмет на тормоз. Как вы считаете, есть шансы избежать столкновения при дистанции в 20, а то и 15 метров?

Никто резко не тормозит, и все обходится. Так можно всю жизнь проездить и не попасть ни в одну аварию, но это совсем не говорит о безопасности и о том, что водитель водит машину хорошо.

Или совсем отвлеченный пример. Человек идет вдоль края пропасти и не падает в нее. Безаварийно, но не безопасно. Чуть оступился – и вниз. Нет резерва, нет права на ошибку, все на грани. И теперь представим, что другой человек идет вдоль края пропасти, находясь в 50 метрах от нее. И безаварийно, и безопасно. Потому что вероятность упасть в пропасть крайне мала. Хоть на руках ходи, хоть бегай, хоть прыгай.

Безопасное вождение

Что значит безопасно водить?

Водить машину безопасно означает водить ее с минимальным риском ДТП, с пониманием рисков в каждый момент времени и с возможностью управлять рисками. То есть это означает полностью контролировать дорожную ситуацию.

Безопасное вождение автомобиля – комплекс технических и тактических приемов вождения, позволяющий избегать критических ситуаций, максимально снизить риск ДТП и управлять рисками.

Для этого необходимы:

  • понимание сути безопасного вождения на уровне физики, физиологии, психологии и теоретической подготовке водителя;
  • правильные навыки вождения и практической подготовки;
  • ичная ответственность водителя за все происходящее с ним на дороге.

Безопасность — на каждый день

Как вы понимаете, описанное – это приемы повседневного вождения. Среди них вообще нет ничего, связанного с выходом из аварийных ситуаций. Никаких экстренных торможений, объездов препятствия, заносов и, тем более, полицейских разворотов. Водителю это просто не нужно, поскольку он не доводит ситуацию до аварийной. Прибегая к метафоре с пропастью, он постоянно ведет машину «в 50 метрах от края пропасти».

А со стороны все выглядит, как обычно, все по-человечески, водитель просто едет по дороге и ничем не выдает себя. Как же тогда отличить безопасного водителя от обычного? В чем тогда разница? В том, что безопасный водитель знает, на что обращать внимание во время поездки, а обычный либо совсем не знает и просто едет по ощущениям, либо знает частично. Безопасный водитель правильно располагает машину в транспортном потоке, рационально смотрит на дорогу – в нужное время в нужное место, он правильно сидит, правильно держит и вращает руль, правильно нажимает на педали, своевременно включает нужную передачу. Он правильно и вовремя отпускает тормоз и добавляет газ, поворачивает руль и возвращает его на место. Он ведет машину плавно и с огромным запасом пространства, скорости, сцепления шин с дорогой и времени на оценку ситуации. Безопасный водитель полностью контролирует дорожную ситуацию.

Стаж вождения не гарантирует безопасность за рулем

Часто опытные водители, которые приходят на обучение, хотят пройти сразу курсы контраварийного вождения, минуя уровень безопасного вождения. Мол, не первый день за рулем, по городу и так умеем безопасно ездить. Тут многие и заблуждаются – не безопасно они ездят, а безаварийно. Как так?! Ведь опытный водитель! И ни одной аварии! Зачем ему безопасное вождение?

Во-первых, можно тогда возразить, а зачем ему контраварийная подготовка тогда, если и без нее ни одной аварии?

Во-вторых, какой бы опытный водитель ни был, если он не проходил специального обучения, то сам все равно не сможет додуматься и научиться многим нюансам безопасной езды. Ведь что такое водительский стаж сам по себе? Это ежедневное повторение того, что было изучено в автошколе. Водитель не получает новых знаний и навыков только потому, что 300 дней в году ездил туда-сюда по одному и тому же маршруту.

Хотя, если вы очень любите водить машину, постоянно стремитесь к совершенствованию и к каждой поездке относитесь как к очередному уроку вождения, тогда вы будете расти. И то, это будет происходить методом проб и ошибок – гораздо дольше и менее эффективно, чем если вы будете специально обучаться по какой-то методике. А для большинства людей поездка за рулем – это просто перемещение из пункта А в пункт Б. У всех свои дела, заботы, мысли, и за рулем им не до тренировок и не до отработки приемов вождения. В этом случае водительский стаж – неосознанное повторение и закрепление навыков из автошколы.

Тогда вопрос: а многому ли изначально может научить автошкола? К сожалению, очень немногому. Там нет задачи научить, есть задача довести до сдачи экзамена в ГАИ. Уровень требований на экзамене крайне низкий, уровень образования в среднестатистической автошколе – тоже. Подробнее об этом читайте в статье «Где лучше учиться вождению?«.

От простого к сложному

Поэтому, какой бы опытный и бывалый ни был водитель, курсы именно безопасного городского вождения, на наш взгляд, ему полезно пройти. Совершенно точно, что там он узнает много нового и полезного для себя. Наш опыт обучения показывает, что водители и с 15-летним и с 25-летним стажем многого не знают и совершают различные ошибки. И только после курсов безопасного вождения правильно переходить на следующий уровень обучения – уровень контраварийной подготовки.

Кстати, напомню, что при прохождении курсов контраварийной подготовки на собственном авто на автодроме не действуют страховые полисы ОСАГО и ДСАГО, а также полис КАСКО, и в случае ДТП все риски несут его участники-владельцы машин. Можно, конечно, избежать всех этих рисков, проходя обучение на машине школы. В этом смысле курсы безопасного вождения менее рискованны, поскольку практические занятия проходят на дорогах общего пользования, и застрахованная автогражданская ответственность сохраняет свою силу, как и страхование автомобиля КАСКО.

Что в итоге?

Приведу рекомендуемую последовательность обучения водителя, правильную с педагогической точки зрения:

  1. Подготовка к сдаче экзамена в ГАИ.
  2. Курсы безопасного вождения.
  3. Контраварийная подготовка.
  4. Курсы экстремального вождения.
  5. Спортивная подготовка.

Комментарии 0

Оставить комментарий