Где лучше учиться вождению? Часть 1

Где можно научиться вождению автомобиля? И что понимать под «научиться»: подготовиться к экзамену в ГАИ или отработать навыки безопасного вождения, которые вам пригодятся на реальной дороге? А можно ли освоить управление авто, если нет желания идти в автошколу? В этой статье я дам ответы на эти вопросы, отмечу плюсы и минусы всех вариантов. Всего варианта обучения три, перечислю их, а потом рассмотрю каждый в отдельности:

1. В автошколе

2. У частного инструктора

3. В школе водительского мастерства

Вариант 1. Обучение в автошколе

Под автошколой я подразумеваю учреждение, имеющее государственную лицензию на образовательную деятельность. Тут есть свои плюсы и минусы.

Плюсы обучения в автошколе

Среди плюсов автошколы я бы выделил следующее:

  • обучение в автошколе происходит централизованно и «заточено» под сдачу экзамена на «права». То есть вы заключаете с автошколой договор об оказании образовательных услуг и можете не волноваться насчет административных вопросов, ваше дело – учиться. А чему, когда и как – вас направит автошкола. Не нужно искать учебную литературу, учебную машину, искать и вызванивать инструкторов, самому ходить в ГАИ, регистрироваться на экзамен – все это, в идеале, должна предоставить вам автошкола.
  • сдача экзамена в ГАИ по окончании автошколы происходит также централизованно, с группой в назначенное время. Автошколы не первый день этим занимаются, знают обо всех тонкостях и проволочках. Более того, если вы обучаетесь в школе не по месту прописки (регистрации), то вам не придется ехать в родную ГИБДД на экзамен. После автошколы вы имеете право сдать экзамен в том экзаменационном подразделении ГАИ, за которым закреплена ваша автошкола. Вопроса прописки кандидата в водители я еще коснусь в одной из следующих статей.

Минусы обучения в автошколе

Но эти же плюсы автошколы имеют обратную сторону медали и часто превращаются в следующие минусы:

  • как я уже написал, обучение в автошколе «заточено» под сдачу экзамена. Это хорошо, что люди знают свое дело, но плохо то, что они в большинстве случаев этим и ограничиваются. Дело в том, что «подготовиться к сдаче экзамена в ГАИ» и «научиться водить машину» — две большие разницы, как говорят в Одессе. Или четыре маленькие, как говорили мы с одноклассниками в школьные времена :).

Большинство людей это понимает, но все же… Если вы научились водить машину (с точки зрения профессионального инструктора, а не с вашей точки зрения :)), вы, как правило готовы и сдать экзамен. Осталось выучить ПДД, проработать экзаменационные билеты – и вперед! Но подготовившись к экзамену, то есть овладев навыками вождения на уровне экзаменационных требований, вы еще не научились водить в полном смысле этого слова. Иногда люди думают «я сам подготовился и сдал экзамен в ГАИ, значит, я умею водить машину». Нет! Получить «права» в России означает получить право на самостоятельное дальнейшее обучение вождению. Или, скажу так, получить «права» — все равно что окончить 3 класса начальной школы. Да, это здорово, но не забывайте, что вас ждут еще 8 классов… Надеюсь, понятно излагаю свои мысли.

Автошколы не учат водить машину — так надо???

Только не думайте, что я ругаю автошколы, нет! Я лишь констатирую факт. Да, там низкий уровень качества обучения, но автошколы тут не виноваты. У них другая цель: предоставить стандартный набор услуг, состоящий из теоретической и практической части. И как конечный результат – получение учеником водительского удостоверения, но это совсем не гарантирует ему полноценное и безопасное управление машиной в режиме реальной городской среды. Получение вами «прав» означает лишь то, что вы научились выполнять набор действий необходимых для получения этих «прав», но не более! Хотя… им же никто не запрещает учить людей лучше – чтобы человек мог сразу хорошо водить машину. Но никто этого и не требует! Проблема в низких требованиях на экзамене, которые выработаны Министерством образования России. Все дороги ведут туда.

Я думаю, большинство классных мастеров в любом деле не смогут работать с полной самоотдачей долго, если не будут чувствовать, что это кому-то нужно. Ни сапожник, ни повар, ни портной. Зачем выкладываться на полную, если это никому не надо? Можно, но надолго не хватит – нет мотивации. То же самое и с автошколами, и с инструкторами. Нет изначально высоких требований к кандидатам в водители, значит, нет и спроса на высококвалифицированных инструкторов. А значит, среди автошкол нет и предложений качественного обучения вождению.

Мой печальный опыт…

Кстати, чтобы не быть голословным, расскажу о своем опыте обучения. Любой водитель может официально стать автоинструктором, если:

  1. имеет стаж вождения не менее 3 лет
  2. имеет свидетельство о повышении квалификации гос. образца о прохождении специальной подготовки и сданном экзамене по специальности «мастер производственного обучения вождению».

При выполнении этих условий человек имеет право работать автоинструктором как в автошколе, так и в частном порядке. То же касается и преподавателей обучения ПДД в автошколах.

Так вот, в свое время я проходил курсы повышения квалификации на «мастера», где нам преподаватели прямым текстом говорили: «Товарищи инструкторы, у вас нет задачи научить человека водить. Ваша задача – довести человека до сдачи экзамена и свободно вздохнуть». То есть это не просто инструкторы в автошколах халтурят, а их изначально учат такому подходу :(

Конечно, везде есть свои самородки, и бывает, люди сталкиваются в автошколах в классными инструкторами. Которые могут, а главное – хотят сразу научить хорошо водить. Но это, к сожалению, исключение из общего правила :(

Секрет сдачи экзамена с первого раза

  • еще один минус, вытекающий из плюса под названием «автошколы не первый день этим занимаются и знают все тонкости и проволочки». Это, конечно, здорово, когда есть связи и записаны все ходы. Но не секрет, что сегодня существует и процветает, простите за выражение, рынок сбыта водительских удостоверений. И во многих автошколах ученикам раскрывают «секрет сдачи экзамена с первого раза» (это было даже в автошколе, где учился я, еще в 1996 году). И все это – благодаря прочным связям автошкол и экзаменационных подразделений ГИБДД. Причем самое обидное, что на самом деле можно самому и «бесплатно» сдать экзамен! Я знаю многих людей, которые сдавали экзамен экстерном сами, без «подстраховки» и без каких-либо проблем.

Более того, лично я сдал со второй попытки. И поверьте, тогда водитель из меня был никакой, хуже многих.  А то, что сдать экзамен самому невозможно – миф! И он создан для того, чтобы была возможность извлекать из учеников дополнительную прибыль за раскрытие «секрета сдачи экзамена с первого раза». Конечно, автошколы заявляют ученикам, что этого делать совсем не обязательно, но, типа, подстраховаться не помешает. И многие ученики соглашаются, что «не помешает». Представляете, сколько дополнительного дохода можно снять только с одной группы студентов из 40 человек, да еще и буквально «из воздуха»?

Итого, в автошколе вы сможете централизованно пройти обучение и сдать экзамен, но, скорее всего, получите низкое качество обучения и, если откажетесь играть по правилам автошколы,  сложности со сдачей экзаменов и получением «прав».

В следующей статья я рассказу о втором варианте — обучение у частного инструктора