Безопасное вождение: минусы автомата

В одной из прошлых статей мы обсудили связь между безопасностью вождения и крутящим моментом двигателя. Безопасность – это возможность совершить маневр, чтобы избежать ДТП. Маневр объезда или торможения автомобиль позволит сделать всегда, а интенсивное ускорение или торможение двигателем – только в режиме максимального крутящего момента двигателя, в зоне средних и высоких показаний тахометра. Поэтому, чтобы в опасной ситуации сохранить безопасность вождения и быть готовым к маневру, нужно повысить обороты двигателя. Как это сделать? Очень просто – включить пониженную передачу. Если у вас механическая коробка передач, то, без вариантов, делаете это сами. Если же у вас «автомат», то идеально, если вы тоже переключите передачу заранее и сами, с помощью режима ручного переключения.

Автоматического режима недостаточно?

Почему так сложно? Почему не в автоматическом режиме? Ведь автомат – на то и автомат, чтобы водитель не вмешивался в переключение передач. И это – очередной миф :) У автоматов две беды:

1. Автомат не умеет прогнозировать изменение дорожной обстановки и переключать передачи заблаговременно.

2. Автомат не умеет в автоматическом режиме долго поддерживать пониженную передачу и высокие обороты мотора при движении с постоянной скоростью

Как следствие, при торможении автомат не включает пониженные передачи. Или включает, но формально, при снижении стрелки тахометра до 1000 об/мин.

Представьте, что вы на загородной 2-полосной дороге держитесь за медленно идущим грузовиком и собираетесь обогнать его по встречной полосе. А по встречке все время идут машины, и вы поджидаете подходящего момента, чтобы «выстрелить». И вот вы увидели, что сейчас пройдет очередная встречная машина, и у вас будет маленькое «окошко» для обгона всего на несколько секунд. Ведь дальше подходит еще одна встречная машина… В эти самые моменты ожидания у вас уже должна быть включена пониженная передача, чтобы вы имели возможность сразу же начать ускорение, не теряя драгоценные секунды на переключение передач.

Если у вас машина с автоматом, то в автоматическом режиме «D» тахометр будет показывать около 2000 об/мин, что явно не подходит для экстренного разгона. Вы можете воспользоваться режимом kickdown – нажать «газ в пол», и автомат включит пониженную. Но он будет ее поддерживать только пока педаль газа нажата в пол. Отпустили педаль – потеряли обороты, ведь автомат тут же перейдет обратно на повышенную передачу. Можно, конечно, не отпускать педаль, но тогда машина перейдет к ускорению. А вам не надо ускорение сейчас, оно вам нужно потом, через несколько секунд! А если надо сейчас, то вы опоздали, потому что автомат переключает передачи… сами знаете как быстро :(

Кстати, есть мнение, что автомат поддерживает низкие обороты для экономии топлива. Возможно, цель такая, но не всегда такой режим самый экономичный. Подробнее читайте в статье «Экономичное вождение: минусы автомата».

Ручной режим – наш метод!

Поэтому единственный разумный выход в этой ситуации – представить, что вы – на механике, заранее перейти в ручной режим, включить пониженную передачу и ожидать момента для обгона. И когда придет время, просто нажать на газ и начать разгон.

Кстати, рекомендую вам к прочтению статью «Механика или автомат?», там я подробно разбираю плюсы и минусы автоматических коробок передач и рекомендую к использованию все ж таки автоматические коробки, но ручное переключение передач. Или спортивный режим коробки DSG. Кстати, эти жи режимы позволяют снизить расход топлива, о чем я подробно написал в статье «Экономичное вождение: минусы автомата». А если вам нужна практика, приходите на курс «МВА для водителя: Мастерство Вождения Автомобиля», там мы разбираем все эти вопросы в деталях, и у вас будет много домашних заданий на месяц вперед, чтобы все попробовать и научиться.

Курсы по теме