Экономичное вождение: минусы автомата

Продолжу критиковать столь «любимые» мной автоматические коробки передач :), а точнее – автоматический режим переключения передач «D». В прошлых статьях я уже рассказал о минусах автомата с точки зрения безопасности вождения, а сейчас поведаю вам еще об одном нюансе, который негативно сказывается также и на расходе топлива.

Безопасное вождение: минусы автомата

Вспомним о негативных сторонах автомата в режиме «D»: 

 1. Автомат не умеет прогнозировать изменение дорожной обстановки и переключать передачи заблаговременно.

 2. Автомат не умеет долго поддерживать пониженную передачу и высокие обороты мотора при движении с постоянной скоростью.

Другими словами, автомат избегает высоких и средних оборотов двигателя и, как следствие, при торможении не включает пониженные передачи. Или включает, но формально, при снижении стрелки тахометра до 1000 об/мин.

Как я уже писал в статьях «Безопасное вождение: крутящий момент двигателя», «Механика или автомат» и «Безопасное вождение: минусы автомата», это отрицательно сказывается на безопасности вождения, поскольку осложняет маневр торможения двигателем или ускорения. Ведь эти маневры максимально эффективны в зоне 3500 об/мин и выше, для чего необходимо включение понижающих передач. Чем же это плохо с точки зрения экономии топлива?

Автоматический режим неэкономичный?

Напомню теперь о режиме принудительного холостого хода, о котором я писал в статье «Безопасное вождение: движение накатом»: при отпускании педали газа на включенной передаче топливо перестает поступать в двигатель, и расход во время замедления равен нулю. Отсюда, казалось бы, простой вывод: тормозите на включенной передаче, не переходите на нейтраль, и будет вам экономия топлива!  

Все бы хорошо, только есть нюанс. Режим принудительного холостого хода работает при высоких и средних оборотах двигателя и выключается при их снижении примерно до 1500 об/мин. Почему «примерно»? Потому что это усредненное значение и может отличаться для разных машин. Где-то подача топлива возобновляется при 1200 об/мин, а где-то и при 2000.  

А отсюда вытекает дополнительный вывод: недостаточно тормозить на передаче. Для экономичного торможения нужно поддерживать стрелку тахометра в зоне выше 2000 об/мин, для чего включать пониженные передачи по мере снижения оборотов двигателя.

Именно так правильно тормозить, чему и посвящена статья «Как правильно тормозить на механике». Хотя, по большому счету, так правильно тормозить вообще, независимо от типа коробки передач. Просто если с водителями машин с механикой включение пониженных передач еще можно обсуждать, то «автоматчики» об этом и слышать ничего не хотят. Поэтому и название статьи про торможение на механике. Но в ней речь шла только о безопасности торможения.

С точки зрения экономичности, как видите, все аналогично – надо поддерживать обороты и не давать им упасть ниже 2000. В следующей поездке включите режим «D» и понаблюдайте за стрелкой тахометра при торможении. Она при любой возможности устремляется в направлении холостых оборотов. Соответственно, экономия топлива при торможении в режиме «D» не актуальна…Настроить бы его чуть по-другому – на включение пониженных, и было бы супер… И тогда мы снова приходим к целесообразности ручного режима переключения передач! Только уже с позиции экономии топлива

Ручной режим – наш метод!

Если у вас автомат с ручным режимом переключения, попробуйте провести эксперимент. Поездите неделю в автоматическом режиме и замерьте расход топлива, в чем вам может помочь маршрутный компьютер. А потом следующую неделю – в ручном режиме, подтыкая понижающие передачи при торможении всякий раз при снижении оборотов мотора до 2500 об/мин по тахометру. И сравните результаты. Если же у вас коробка DSG или ее аналог, вместо ручного режима используйте режим «S». Вы удивитесь результатам! Ну и предупреждаю, что режим «S» не очень комфортен и совсем не столь экономичен в пробках, так что используйте его в «рабочих» режимах езды.

Более подробно грамотную работу с автоматом, а также все тонкости экономичного вождения мы рассматриваем на курсе «МВА для водителя: Мастерство Вождения Автомобиля».

Умный автомат лучше всего

Почему тогда автомат так себя ведет? – спросите вы. Наверное, беспокоится о своем долгожительстве :) Честно говоря, меня самого очень давно раздражает режим «D» во всех отношениях и столь же давно распирает желание задать тот же вопрос разработчикам автоматических коробок…

Кстати, стали появляться на свет очень грамотные автоматические коробки (точнее, «роботы») это коробки DSG, которые устанавливаются на машины концерна Volkswagen. Правда, режим «D» там такой же «никакой», как и у всех остальных коробок, а вот в режиме «S» DSG творит чудеса. Честно говоря, если у вас машина с такой коробкой, то ни ручной режим, ни механика больше не нужны. Включайте режим «S», и можете забыть и про передачи, и про крутящий момент, и про тахометр, и про ручной режим.