Как выбрать безопасную скорость? Часть 3

В прошлых статьях я рассказал об общих принципах выбора безопасной скорости, о терминологии и привел примеры выбора скорости в ситуациях с хорошей, недостаточной и ограниченной видимостью. В этой статье – о выборе безопасной скорости в некоторых жизненных ситуациях: на парковке, во дворах, при движении задним ходом, на заснеженной дороге.

Скорость движения во дворе

Тут все просто и определяется, исходя из принципов, изложенных в прошлых статьях: расстояние видимости, вероятность появления пешеходов и расстояние до них. Во дворах, где приходится бывать мне, видимость обычно ограничена машинами или кустами, вероятность появления пешеходов, естественно, велика, а расстояние до них мало, поскольку двор – это и есть место обитания пешеходов, причем, меньше всего думающих о безопасности дорожного движения. Вот и решайте. Выбрать скорость вам поможет ответ все на тот же вопрос: «смогу ли я сейчас – в этом месте и с этой скорости – остановить машину, если из закрытой от обзора зоны на моем пути окажется пешеход?» По опыту, во дворах моя скорость не бывает больше 20 км/ч (кстати, максимально допустимых ПДД), обычно при движении по прямой дороге это 10-15 км/ч, а в некоторых случаях, понятно, и ниже.

Pic49.jpg

Кстати, недавно во дворе мне перебежала дорогу маленькая девочка. Очень шустро и неожиданно. Ее не было видно из-за стоящей машины и сразу же не стало видно из-за другой машины, за которую она убежала. На самом деле, слово «неожиданно» недопустимо использовать в водительской лексике. Не бывает неожиданного препятствия, бывает вовремя не замеченное или не предусмотренное препятствие.Как говорил старшина в одном анекдоте… Не буду цитировать :))), но в нашем случае смысл такой: водитель всегда отвечает за все происходящее с ним и вокруг его автомобиля. Если кто-то или что-то неожиданно появилось на пути и, тем более, если ты не успел затормозить, это не оно неожиданно появилось, а это ты вовремя не заметил или не предугадал. Ты должен был заранее об этом подумать и предугатать все возможные варианты развития событий. Тогда этой неожиданности не случилось бы.

Так вот, девочка была для меня неожиданной в том смысле, что я не знал, КТО именно, ГДЕ и КОГДА перебежит дорогу. Но то, что во дворовой зоне с ограниченной видимостью это может случиться в любой момент, я знал наверняка. Поэтому я был готов к ее появлению, и моя скорость была низкой и достаточной для реакции на появление препятствия – как раз те самые 10-15 километров в час. Все обошлось, даже тормозить не сильно пришлось. А ехал бы быстрее 20 – точно сбил бы.

Скорость при движении задним ходом

Движение задним ходом лично у меня ассоциируется с парковкой и дворами. То есть, в местах с ограниченной видимостью и обилием пешеходов. А при движении задним ходом видимость ограничена еще и габаритами автомобиля. Более того, если вы ориентируетесь по зеркалам заднего вида, ситуация усугубляется тем, что, глядя в одно зеркало, вы полностью теряете контроль над другим. И, контролируя ситуацию справа, вы полностью утрачиваете контроль над ситуацией слева. Дилемма. Как быть? Выход один: чтобы полностью контролировать обстановку по зеркалам при движении задним ходом, необходимо постоянно чередовать взгляд между всеми зеркалами (правое-левое или правое-салонное-левое), задерживая взгляд в каждом зеркале не более чем на 1 секунду.

А для того, чтобы иметь запас времени на чередование взгляда, оценку ситуации и своевременное реагирование, нужно двигаться с низкой скоростью – 3-5 км/ч, то есть со скоростью пешехода. Или, я бы сказал, со скоростью мамы, гуляющей с коляской. Если говорить о педалях, то это езда мало того что без педали газа, так еще и на полувыжатой педали сцепления на «механике» или на педали тормоза на «автомате». Ну, или на слегка нажатой педали газа на «роботе», если при отпущенном тормозе машина не двигается.

Бывают, правда, ситуации, когда вам надо сдать задом по абсолютно прямой и свободной дороге, например, за городом вы проехали лишних 100 метров и пропустили съезд на грунтовую дорогу на дачу. Если дорога действительно свободна и хорошо просматривается, тут без проблем можно от души дать газку и проехать задним ходом со скоростью даже 50 км/ч, контролируя траекторию лишь по одному салонному зеркалу. Но не в местах, где могут быть люди и другие участники движения. И в случае, если вы уверены, что способны контролировать автомобиль на такой скорости при движении назад.

Скорость на заснеженной дороге

При мыслях о вождении на заснеженной дороге у меня всегда возникают особые эмоции. Не потому что я боюсь по ней ездить. Как раз потому что не боюсь, но боятся все окружающие водители и не дают возможности ехать тем, кто может ехать с нормальной скоростью. Например, по снегу на Третьем транспортном кольце в Москве водители крадутся со скоростью 40 км/ч. Меня это всегда удивляет и даже раздражает… Собственно, я не возражаю, пусть едут с такой скоростью, если нравится. Но они же занимают все ряды и едут на такой малой дистанции, что между ними невозможно протиснуться! Но мы сейчас не о дистанции, а о скорости…

Значит так, скорость должна быть такой, чтобы была возможность затормозить до впереди идущего автомобиля и избежать столкновения с ним в случае его экстренной остановки. А чем это определяется? На самом деле это определяется дистанцией до него. Вообще, сама по себе скорость не говорит ни о чем, это понятие относительное. Скорость может быть мала или велика только в привязке к расстоянию видимости или дистанции. Можно ли ехать по скользкой дороге со скоростью 200 км/ч? В принципе, можно. Но при условии, что вы создадите себе запас дистанции и видимости в несколько сотен метров. А если нет такой видимости и дистанции, значит уже нельзя. Про нарушение ПДД я сейчас не говорю — речь только о возможности безопасно остановить машину.

Поэтому когда выпадает много снега на дороги и их не успевают почистить, единственное, что нужно сделать, это увеличить дистанцию до впереди идущего автомобиля. Скорость при этом снижать совсем не обязательно, а если и снижать, то уж не до 40 км/ч на Третьем кольце-то!  Тормозной путь на асфальте и рыхлом снегу отличается раза в два, поэтому и дистанцию нужно увеличить в два раза. Если при 80 км/ч на асфальте правильно держать дистанцию минимум в 40 м, то на снегу – 80 м. А что делают наши водители? Они делают все наоборот: снижают скорость и дико сокращают дистанцию – так, что опережение становится просто невозможно. Сами не едут, и другим не дают! Я даже готов согласиться с их снижением скорости до 40 км/ч, но зачем сокращать дистанцию до 1 корпуса машины??? Дистанция между двумя машинами должна быть как минимум такой, чтобы третьему автомобилю можно было перестроиться между ними и уехать вперед.

n007.jpg

И я рекомендую выбирать в потоке машин на снегу скорость потока, естественно, если его нельзя объехать. А если есть возможность для увеличения скорости, выбирайте ту скорость, которую позволяет дистанция. Если есть возможность держать дистанцию, которую ваша машина преодолеет за 4 секунды – выбирайте обычную скорость, с которой вы двигаетесь летом. 80 км/ч на ТТК, 100 км/ч на МКАД. А если рассмотреть городские дороги с ограниченным обзором, тут уже надо отвечать на все тот же вопрос: «смогу ли я сейчас – в этом месте и с этой скорости – остановить машину, если из закрытой от обзора зоны на моем пути окажется пешеход?» Тут, конечно, скорость должна быть ниже, чем летом, поскольку расстояние видимости и расстояние до тротуаров те же, а покрытие в 2-3 раза более скользкое. Поэтому тут снижаем скорость.

В итоге так: если на снегу нет возможности увеличить место для остановочного пути, и оно ограничено расстоянием видимости, снижаем скорость.

Если место для остановочного пути не ограничено расстоянием видимости и его можно увеличить за счет увеличения дистанции, увеличивайте дистанцию настолько, чтобы можно было ехать с нормальной «летней» скоростью. Рекомендуемая дистанция для снега – расстояние, которое пройдет ваш автомобиль за 4 секунды.

Как выбрать безопасную скорость? Итоги

Подведу итоги статьи. Мы имеем различные ситуации, в которых различаются принципы выбора скорости, а также и рекомендуемые значения скоростей. А именно:

  • Безопасная скорость во дворе: скорость, при которой в случае появления пешехода или другой помехи на пути вы можете остановить машину, избежав столкновения. В цифрах – зависит от ситуации, но обычно 10-15 км/ч и в любом случае не более 20.
  • Безопасная скорость при движении задним ходом при парковке и во дворах: скорость, при которой вы успеваете чередовать взгляд между зеркалами заднего вида и не терять контроль над обстановкой. В цифрах – 3-5 км/ч.
  • Безопасная скорость на заснеженной дороге: при хорошей видимости это любая скорость при соответствующей дистанции до автомобиля-лидера, превышающая остановочный путь автомобиля с этой скорости. В случае ограниченной или недостаточной видимости это более низкая скорость, при которой остановочный путь укладывается в расстояние видимости. В цифрах – зависит от конкретной ситуации.

В следующей статье – о том, как правильно выбрать скорость в повороте.

Продолжение следует…