Как выбрать безопасную скорость? Часть 4

Или как выбрать скорость в повороте

В прошлых статьях я рассказал об общих принципах выбора безопасной скорости движенияо выборе скорости при недостаточной и ограниченной видимостио выборе скорости во дворах и при движении задним ходом, о скорости на заснеженной дороге. Эта статья посвящена выбору безопасной скорости в повороте.

На наших курсах по безопасному вождению и контраварийной подготовке водителей мы обычно задаем вопрос слушателям «какова безопасная скорость в повороте?» и часто слышим что-то вроде «20 км/ч» или «не более 50 км/ч». Такие ответы не вполне корректны, поскольку скорость в повороте зависит от многих параметров. Более того, скорость в повороте принято разделять на безопасную и предельную, и они отличаются друг от друга. Объясню, что имею в виду, и для начала приведу пару физических выражений.

Предельная скорость в повороте

Предельная скорость прохождения поворота – скорость, при которой автомобиль движется на грани сцепления шин с дорогой. При движении с этой скоростью у водителя нет права на ошибку: невозможно довернуть, если не вписываешься в поворот, невозможно затормозить, если на пути оказалось препятствие, невозможно добавить газу, если решил уйти от бокового столкновения. Конечно, совершить все эти действия можно, но машина не послушается – она уйдет в занос или снос, в зависимости от ситуации.

Упрощенно, максимально возможная скорость движения в повороте определяется величиной центробежной силы, действующей на автомобиль. Когда эта сила сравнивается по величине с силой сцепления шин с дорогой, скорость достигает своего предела, и при дальнейшем ее превышении шины начинают скользить, а автомобиль пытается неконтролируемо покинуть пределы полосы движения. Напишу это в формулах:

Центробежная сила

Fцб = mV2/R

где m – масса автомобиля, V – скорость движения автомобиля, R – радиус кривизны поворота.

Сила сцепления шин с дорогой

Fсц = kmg

где k – коэффициент сцепления шин с дорогой, m – масса автомобиля, g – ускорение свободного падения, равное 9,81 м/с2.

Если их приравнять и выразить из получившегося равенства скорость, получим выражение для предельной скорости в повороте:

V = (kgR)^1/2

То есть физически скорость зависит от сцепления шин с дорогой (читай, от состояния шин и от типа дорожного покрытия – асфальт, дождь, снег, лед) и от радиуса кривизны поворота. Чем круче поворот и чем более скользкое покрытие и менее цепкие шины, тем при более низкой скорости машина «улетит» с дороги. Чем более пологий поворот, чем менее скользкое покрытие и более цепкие шины, тем с большей скоростью можно его пройти.

Как вы понимаете, ответ «не более 50» или любой другой, содержащий цифры, некорректен, поскольку зависит как минимум от трех перечисленных параметров.

Добавим сюда еще ряд параметров, которые влияют на скорость прохождения поворота:

  • высота центра тяжести машины: спорткар пройдет поворот всегда быстрее внедорожника при прочих равных условиях;
  • жесткость подвески: жесткая подвеска – «быстрее» мягкой;
  • соотношение высоты профиля шин к ширине: более широкие и низкопрофильные шины – «быстрее» узких и высокопрофильных;
  • тип привода: на асфальте самый быстрый задний привод, на снегу – полный. Подробнее о различиях типов приводов читайте в статье «…………»;
  • мастерство водителя – и, заметим, что для профессионала скоростные пороги могут быть, скажем, вдвое больше, чем у новичка.

Безопасная скорость в повороте

И это я пока писал о физически предельной скорости прохождения поворота, а для повседневных городских условий движения более актуально понятие безопасной скорости. Ее я охарактеризовал бы так: безопасная скорость в повороте – комфортная для водителя скорость, при которой сохраняется запас сцепления шин с дорогой, достаточный для совершения любого маневра с целью предотвращения ДТП: изменение траектории, торможение, ускорение.

Безопасная скорость всегда меньше предельной, и сложно сказать, насколько именно. Соответственно, безопасную скорость выразить в конкретных цифрах еще сложнее. Какой крутизны поворот? Какое дорожное покрытие? Какой автомобиль? Какова квалификация водителя? От ответов на эти вопросы будет зависеть безопасная скорость.

И что же, задача нерешаема? Решаема. И вот каким образом. Все на самом деле очень просто. Есть два критерия, которые помогут вам определить, с безопасной ли скоростью вы двигаетесь. Один из них объективный, другой субъективный.

Субъективный критерий выбора скорости в повороте

Этот критерий – степень нажатия педали газа. Скажу просто: если на дуге поворота вы удерживаете педаль газа в слегка нажатом положении, вы проходите поворот правильно и безопасно. Если нет – неправильно.

Если проходите поворот без газа, уже неважно, где находится правая нога – в воздухе, на тормозе… И неважно уже, где левая – нажимает на сцепление или нет – все это автоматически неправильно. Если вас в автошколе учили проходить повороты с нажатой педалью сцепления и притормаживая – это худшее, что вообще можно придумать. И на нейтральной передаче – то же самое… Почему? К скорости это отношения не имеет, просто машина во время движения всегда должна находиться на передаче – так безопаснее. Подробнее об этом читайте в статье «Движение накатом».

Если передача включена и педаль сцепления не нажата, но нога не жмет на газ или, еще хуже, жмет на тормоз – тоже неправильно. Почему? Тут несколько моментов. Давайте разберемся.

Во-первых, педали газа и тормоза – это не только педали скорости, но и педали, изменяющие распределение веса между осями автомобиля. И любое замедление на повороте приводит к облегчению задней оси, что чревато заносом.

Во-вторых, нажатая педаль газа в повороте нужна как контраварийный инструмент на случай заноса или сноса – чтобы была возможность ее отпустить и затормозить двигателем при возникновении одной из этих критических ситуаций. Но все это пока не говорит нам о выбранной скорости.

А в-третьих, почему водитель вообще тормозит? Потому что выбранная скорость движения его в данный момент не устраивает. То же самое относится и к отпущенной педали газа, ведь отпущенный газ = слегка нажатый тормоз, это тоже торможение, просто менее интенсивное. Следовательно, если вас устраивает скорость, если вам комфортно с этой скоростью вести машину, вы спокойно поддерживаете ее постоянной с соответствующим нажатием на педаль газа.

Поэтому безопасная скорость движения по дуге поворота – скорость, при которой вам не хочется тормозить, а наоборот, хочется чуть-чуть нажать на педаль газа для поддержания постоянной скорости или небольшого ускорения. А отпущенная педаль газа или, тем более, нажатая педаль тормоза в повороте – верный признак превышения безопасной скорости.

Объективный критерий выбора скорости в повороте

Еще один критерий – удержание машины в пределах занимаемой полосы. Если вы без проблем удерживаете машину в полосе, значит со скоростью все хорошо. Если же авто пытается покинуть полосу и заехать в соседнюю, значит, вы немного переборщили со скоростью.

К примеру, вы едете по дороге, где поворачивают несколько полос одновременно (скажем, съезд с Большого каменного моста на Моховую ул. или заезд на него со Знаменки в г. Москве). Вы хотите пройти поворот по одной полосе, и в процессе поворота чувствуете, что полосы не хватает и хорошо бы перестроиться на соседнюю. Это и есть превышение безопасной скорости. Если же вы заранее планировали повернуть с использованием соседней полосы, это нормально. То есть я пишу о соответствии «план/факт». Хотели по одной, прошли по двум, или хотели по двум, а прошли по трем – превышение скорости. Если же хотели по одной, прошли по одной, или хотели по трем, прошли по трем – скорость в норме.

Скорость в закрытом повороте

А если поворот закрытый? В закрытом повороте, то есть, в повороте, который не просматривается от начала до конца дуги, скорость нужно выбирать, исходя из видимости, о чем я писал в двух прошлых статьях. То есть при входе в закрытый поворот имеет смысл предположить наличие на дороге препятствия, которое вы пока не видите и перед которым вам, возможно, придется остановить машину. И скорость должна быть такой, чтобы вы без проблем смогли это сделать. С учетом того, что вам понадобится примерно 1 секунда на реагирование и что на дуге при повернутом руле машина тормозит заметно хуже, чем на прямой. Вот и решайте. Тут рекомендаций в числах я дать не могу, все зависит от расстояния видимости, от скользкости покрытия, от крутизны поворота. Оценка чисто субъективная и она выводится с помощью ответа на следующий вопрос: «смогу ли я сейчас – в этом месте и с этой скорости – остановить машину, если из-за поворота покажется сломавшийся автомобиль?» Ответьте честно сами себе на этот вопрос и поймете, безопасная у вас скорость или нет.

n026-2.jpg

Как выбрать безопасную скорость в повороте? Итоги

Подведу итоги статьи:

  • Безопасная скорость в повороте: скорость, при которой вам комфортно двигаться, удерживая нажатой педаль газа,  и при которой вы без проблем удерживаете машину в занимаемой полосе движения. В цифрах – зависит от конкретного поворота.
  • Безопасная скорость в закрытом повороте: скорость, при которой в случае появления препятствия из-за поворота вы успеете среагировать и остановить машину, избежав столкновения с ним. В цифрах – зависит от конкретного поворота.

В следующей статье – о том, как правильно выбрать скорость в транспортном потоке.

Продолжение следует…

Комментарии 0

Оставить комментарий