Нарушение ПДД: а в водителе ли дело?

- Да не согласен я…

- Что, с Энгельсом или с Каутским?

- С обоими…

Шариков, «Собачье сердце»

Раз уж я начал писать на тему нарушений ПДД, продолжу и выскажу все, что я об этом думаю. В прошлой статье — «Нарушение ПДД: движение по обочине» — я развернуто ответил на вопрос гостя сайта об объезде пробок по обочине. В этой и следующих статьях я напишу о первопричинах правонарушений, проанализирую типичные нарушения: превышение скоростипренебрежение приоритетом пешеходов на «зебрах»нарушение правил парковки, объясню низкую эффективность штрафных санкций и поделюсь своими мыслями о том, как можно добиться от водителей законопослушной езды.

Почему я решил написать об этом? Из солидарности с водителями и в их защиту! Наболело! Да, я вижу много водительских ошибок на дорогах и считаю, что среднестатистический водитель управляет автомобилем не выше среднего (как многие о себе думают), а ниже среднего. Да, я считаю, что культура вождения автомобиля в России далека от идеала, и что всему этому можно и нужно учиться. Но, в то же время, я не согласен с распространенным мнением, что причиной систематических нарушений ПДД являются сами нарушители – водители, а именно – их низкий уровень культуры или водительского мастерства, незнание и/или неуважение ПДД и незапуганность. И что снизить число нарушений можно только ужесточением наказаний и увеличением штрафов.

Высокая аварийность – причина не в нарушениях

Вот, например, в июле вышла статья на РБК«Москвичи стали хуже ездить на 70%», в которой говорится, что с появлением на дорогах видеокамер, которые фиксируют нарушения ПДД, увеличилось число зафиксированных нарушений аж на 70%.

А заодно принято считать, что, снизив число нарушений, мы снизим и аварийность. Ну да, снизив нарушения на 50%, мы, конечно, снизим аварийность… процентов на 5. Цифры взял «с потолка», просто хочу продемонстрировать, что связь между нарушениями ПДД и аварийностью не такая прямая, как может показаться. Хотя… мое предположение не так далеко от реальной статистики. В статье на www.autonews.ru, ссылку на которую я привожу выше, как раз говорится, что число нарушений в Москве по сравнению с прошлым годом увеличилось примерно на 70%, а аварийность поднялась на 8%. Похоже, не так ли?

Такая вот аналогия пришла на ум. Регулярно происходят случаи попадания людей в больницу с алкогольным отравлением. А недавно появился запрет на продажу алкогольной продукции после 23 часов. Очевидно, этот запрет (хотя не для того и вводился) не особо повлияет на число отравлений алкоголем. Если и повлияет, то очень незначительно. И ясно, почему: люди перестанут травиться, лишь если включат в мозгу ограничитель и не будут на ночь напиваться, но работа этого ограничителя никак не зависит от времени продажи алкоголя в стране. Да, ночью меньше шансов напиться сильно, когда одной бутылки не хватило, хочется побежать за следующей и некуда. Но это слишком слабое ограничение. Ведь можно выпить в кабаке, можно закупиться днем впрок, можно самому гнать самогон или делать настойки и т.д.

Так и с ПДД…

Снижение аварийности – повышение водительского мастерства

Это я к тому, что снижать аварийность нужно разными способами, и повышение штрафов, с моей экспертной точки зрения, находится явно не на первом месте и, боюсь, даже не входит в первую пятерку мер по борьбе с аварийностью. Если вкратце, то считаю, что водителей нужно правильно учить водить автомобиль. И учить до более высокого уровня, чем в автошколе. В прошлых статьях на тему «Как научиться водить машину» я писал о семи уровнях водительского мастерства, и что для безопасного вождения автомобилянеобходимо и достаточно достичь пятого уровня «Профи». Это при том, что после автошколы водитель достигает только первого уровня, а со стажем, в лучшем случае, третьего. И мы удивляемся нашей аварийности… Можно представить, что случится с числом авиакатастроф, если пилоты будут учиться 3 года вместо пяти…

В общем, что я хочу сказать…

  1. Безопасность дорожного движения зависит не только и не столько от соблюдения водителями Правил дорожного движения, сколько от уровня водительского мастерства. Сократив число формальных нарушений ПДД, мы лишь на десятую долю снизим аварийность.
  2. Первопричина систематических нарушений ПДД кроется не только, а порой даже и не столько в водителях.
  3. Замотивировать водителей на соблюдение ПДД можно, но не штрафами. Подчеркну: замотивировать, но не принудить.

Первый пункт не буду обсуждать, тут все понятно, с моей точки зрения. Сразу перейду ко второму.

Почему водители нарушают ПДД?

Хочешь, чтобы я это сделал? Тогда сделай, чтобы мне это было удобно

Сделаю отступление и пояснение к последнему высказыванию. У программистов есть такое понятие – юзабилити (от англ. usability), что означает удобство использования написанной программы или сайта. Откуда и для чего оно взялось? Лет 20-30 назад, на заре распространения компьютеров программисты писали различный софт и «оформляли» его по своему усмотрению. То есть где расположить меню программы, в какой последовательности разместить пункты меню, где разместить кнопки, какого размера, цвета и т.п. Все это – по своему усмотрению. Они ж – программисты, им лучше знать. Потом рядовые пользователи садятся за работу с программой и… не понимают, как ею пользоваться. Либо понимают, но не все, затрудняются, делают ошибки и т.д. Но долгое время с этим никак не считались, а просто думали, что пользователь – «чайник», и его надо переделать, подстроить к программе, научить ею пользоваться. И сколько программ, столько раз надо переделывать, т.е. переучивать одного и того же пользователя. То есть программист – профи, молодец, и он пишет хорошую программу. А если большинство пользователей не могут с ней совладать, то они «чайники», и это их проблемы.

Затем появилась гениальная идея. Она, как и все гениальное, до безобразия проста: пользователь – человек, от природы наделенный некоторыми особенностями психики, восприятия. И что люди – такие, какие есть. Может не стоит «ломать» человека, а проще написать программу, ориентируясь на те самые человеческие особенности? И стали писать программы уже для людей. А мерой правильности написания программы считается как раз юзабилити – удобство использования программы и отсутствие ошибок, допускаемых пользователем при работе с ней. Или, применительно к интернет-сайтам, насколько легко читается главная страница сайта? Насколько легко посетителю сайта найти то, зачем он пришел на сайт?

Хороший девайс – удобный в использовании

То есть хорошо написанная программа и правильно оформленный сайт интуитивно понятны, просты и удобны в использовании, не вызывают отторжения и желания разбить монитор :) И вызывают желание продолжить работу. Работа с хорошей программой кажется естественной.

Соблюдение ПДД – удобство и выгода

К чему я все это пишу? С соблюдением ПДД ровно та же история. Чтобы человек мог и хотел соблюдать правила, это должно быть для него естественным, УДОБНЫМ. И еще большей мотивацией будет, если соблюдение правила для человека ВЫГОДНО. Обо всем этом я как раз напишу ниже и в следующих статьях.

Причина нарушений – плохая организация движения

Только тут есть нюанс. Сами по себе Правила – теория. А реальная автомобильная жизнь – это уже организация дорожного движения на основе этих правил, чем занимаются дорожные службы. К Правилам нет никаких вопросов, но есть вопросы к организации дорожного движения. Хотя, и Правила есть куда совершенствовать, но сейчас не об этом. Даже эти, существующие сегодня Правила можно соблюдать, если грамотно организовывать дорожное движение. Как раз с этим в нашей стране дело обстоит очень непросто. Отсюда и многочисленные пробки, и нарушения ПДД водителями, пешеходами, и аварии.

Ошибка пользователя – следствие ошибки разработчика

В случае с программами для компьютеров ошибка, а тем более систематические ошибки многих пользователей прямо говорят о неправильности работы самой программы, об ошибке ее разработчиков. Все просто: ошибся пользователь – виноват разработчик. Аналогично, в случае с организацией дорожного движения систематические ошибки водителей, я имею в виду, систематические нарушения ПДД или систематические ДТП на одном и том же участке дороги, говорят о неправильной организации движения. Речь именно о систематических нарушениях. Понятно, что если один водитель попал в ДТП или был оштрафован за превышение скорости, это ни о чем не говорит. Но когда явление приобретает массовый характер – скорость превышает большинство, на одну и ту же величину, в одних и тех же местах и на ежедневной основе – тут уже стоит задуматься, насколько правильные условия созданы для водителей… Или, короче, ошибся водитель – в ком на самом деле причина? :) Этому я и посвятил следующие статьи.

Продолжение следует…