• Главная
  • Блог
  • Как безопасно проезжать пешеходные переходы? Часть 1

Как безопасно проезжать пешеходные переходы? Часть 1

Еще одна злободневная тема – проезд нерегулируемых пешеходных переходов – «зебр». Ладно бы это было лишь вопросом культуры вождения и все бы сводилось к тому, чтобы убедить водителей начать пропускать пешеходов на зебрах. Так нет же, это еще и вопрос безопасности дорожного движения: к сожалению, около 8000 пешеходов в России ежегодно погибает на зебрах.Подозреваю, что примерно столько же водителей получают если не «срок», то судимость. Безрадостная картина складывается… В этой статье я рассмотрю причины ДТП на зебрах, дам рекомендации водителям и пешеходам, как повысить безопасность проезда/перехода зебр.

В чем причина ДТП на зебрах?

Вообще, участников ДТП на зебрах может быть трое:

  • водитель
  • пешеход
  • организаторы дорожного движения

Водители, очевидно, превышают скорость, поздно замечают пешехода, поздно тормозят или вообще не тормозят… С пешеходами тоже все понятно и, похоже, они слишком доверяют водителям, раз так смело выходят на дорогу. А вот с организаторами дорожного движения, возможно, не все понятно. Расскажу обо всем по порядку и начну с неочевидного – с организации движения.

ДТП на зебрах и организация дорожного движения

Об этом я уже написал отдельную и подробную статью «Нарушение ПДД: почему водители не уступают дорогу пешеходам?». Вкратце напомню основные идеи. Физика движения автомобиля такова, что он не может остановиться мгновенно и всегда проходит какой-то тормозной путь. Тормозной путь пропорционален квадрату скорости и при увеличении скорости выше 40 км/ч и становится неприемлемо большим для быстрой остановки. В итоге, машина останавливается долго, а водители в свою очередь не горят желанием это делать на больших скоростях.

При чем тут пешеходные переходы и большие скорости? Казалось бы, нечего гонять по улицам с зебрами, и во всем виноваты водители! Согласен, в центре Москвы, на тех же Покровке, Пречистенке и в переулках можно и нужно ехать медленно, но там сама дорожная обстановка и геометрия дороги располагает к снижению скорости. Поэтому и особых проблем с возможностью пропустить пешехода нет. А вот когда организаторы движения делают зебры на скоростных дорогах вроде Ленинского проспекта, где разрешено движение со скоростью 80 км/ч, возникают сложности. И еще не будем забывать, что в современном КоАП штраф на превышение скорости начинается с превышения в 20 км/ч, значит, разрешенная скорость, фактически, возрастает до 100 км/ч, чем водители, конечно же, с успехом пользуются.

И теперь возникают вопросы. Как при такой скорости остановить машину в принципе? Даже при экстренном торможении остановочный путь составит около 80 м (см. таблицу ниже) в самом хорошем случае – на сухом асфальте и летних шинах, и про зимнюю дорогу я вообще молчу. А при обычном плавном замедлении для остановки с такой скорости понадобится… более 250 метров! Дальше, а как ее остановить, чтобы водители сзади на той же скорости смогли отреагировать и не врезаться друг в друга? Ведь за время реакции 1 сек машина на такой скорости проходит более 25 м… Хорошо, допустим один ряд остановился, но ведь Ленинский проспект состоит из 12 рядов… И как бы сделать так, чтобы один ряд встал, а водители в остальных рядах смогли понять, почему соседний ряд встал, успели отреагировать и тоже остановились?

Ответ на каждый из этих вопросов намекает нам на потенциальное ДТП. Выходит, процесс пропускания пешехода на скоростной многополосной дороге имеет сразу три слабых места, и надо очень постараться, чтобы переход пешехода по зебре был безопасным для всех участников движения. С моей точки зрения, выхода из этой ситуации три, причем все лежат в зоне ответственности организаторов дорожного движения, и никак не водителей. Да, и правильный выход только один из них, а другие два компромиссные.

Правильный выход – убрать все зебры с многополосных дорог, где полос больше одной в каждую сторону, а скорость потока более 40 км/ч (реальная, а не указанная на дорожных знаках). И утвердить эти требования к пешеходным переходам законодательно. Построить вместо зебр в этих местах подземные или надземные переходы. Тогда не будет и повода ни для торможения, ни для ДТП, ни для гибели пешеходов. Второй вариант – компромиссный – поставить на место зебры светофор с кнопкой для пешеходов. На красный свет обычно водители останавливаются, но если натыкать на скоростные трассы кучу светофоров, возникает другой вопрос: а зачем тогда вообще скоростные трассы? Вряд ли затем, чтобы плодить на них пробки… И третий вариант – перед каждой зеброй положить «лежачих полицейских». Сработает гарантированно, но вызывает все тот же вопрос о целесообразности такого метода на скоростной трассе.

Почему водители сбивают пешеходов?

Теперь о водителях. Понятно, что сбивают пешеходов не только на скоростных трассах, где основная причина в провоцирующей ДТП организации дорожного движения, но и на узеньких и низкоскоростных улочках. А значит – спрос с водителя по полной программе. Почему же они сбивают пешеходов? Скажем так, потому что от природы у нас нет соответствующих рефлексов, навыков. Плюс потому что водители неправильно относятся к пешеходам, это уже психологический момент. Всему этому можно научить и научиться, но в автошколах этому не учат. Что это за навыки и отношение? Рассказываю.

Психология пешехода за рулем приводит к гибели пешехода…

Чем отличается настрой обычного гражданского человека от настроя агента разведки или полицейского, военного во время проведения спец. операции? Тем, что агент находится в состоянии бдительности – он постоянно ведет наблюдение с целью обнаружения опасности. Чего нельзя сказать об обычном человеке.

В самом деле, а зачем нам постоянно бдеть и искать опасность? Мы живем в современном мире, где нам не угрожает постоянная опасность, и у нас не развит навык постоянной бдительности и поиска опасных для жизни объектов или людей. Разведчики, военные, полицейские живут в том же мире, что и мы, но во время работы они на войне в прямом или переносном смысле. Так вот именно отсутствие этого навыка – постоянного поиска опасности – приводит к сбиванию пешеходов. Как так?! Мы же не на войне! Или не в каменном веке, где всегда и ото всюду нужно было ждать опасности! – наверняка думаете вы. Но это вам только кажется…

Дорожное движение – опасная среда: только России ежегодно погибает в ДТП около 30 000 человек, из которых 8000 пешеходов. Чем не война? Для сравнения: за 10 лет войны в Афганистане погибло около 15000 бойцов вооруженных сил СССР. А на дорогах только за год гибнет по 30000, как вам расклад? Согласитесь, для выживания в опасной среде навыки мирного жителя и пешехода, а точнее – отсутствие навыка хищника или бойца, неприменимо. Поэтому за рулем автомобиля необходимо изменить привычки и «включить» навык борьбы за выживание, который основывается на постоянном поиске опасности.

Для обеспечения безопасности водитель должен постоянно вести наблюдение. Уже становится понятно, что наблюдение – это не взгляд вперед на дорогу, это не вынужденный акт, потому что глазам надо куда-то смотреть и не взгляд, чтобы видеть, куда едешь. Наблюдение за дорогой – это сканирование дорожного пространства вокруг автомобиля с целью обнаружения участников движения и объектов, которые могут представлять опасность, и заблаговременного принятия мер обеспечения безопасности движения.

Водители не боятся закрытого обзора

Идем дальше. Пешеходные переходы на узких улицах часто находятся в зонах с закрытым обзором, когда водитель и пешеход не могут видеть друг друга вследствие загораживающего обзор объекта. Таким объектом может быть что угодно: угол дома, кусты, припаркованные автомобили.

Закрытый-обзор.jpg

Все места с закрытым обзором и, в частности, пешеходные переходы относятся к так называемым зонам повышенной опасности, в которых обеспечить безопасность с помощью реакции на появление препятствие невозможно. То есть если водитель увидел у себя на пути пешехода, тормозить уже поздно. Об этом я подробно писал в статье «Как выбрать безопасную скорость? Часть 1».

Ниже вы можете увидеть таблицу, в которой я привожу значения остановочных путей в зависимости от скорости движения. Возможно, она выглядит неправдоподобно, но лично я уже несколько лет провожу курсы контраварийной подготовки водителей и каждый раз наблюдаю одно и то же – ровно то, что содержится в таблице. И из нее понятно, что если расстояние до пешехода меньше, чем длина остановочного пути, происходит столкновение.

Тип дорожного покрытия Коэффициент сцепления шин с дорогой Скорость движения автомобиля до начала торможения, км/ч
20 40 60 80 100 120
 
Расстояние, проходимое автомобилем без торможения за время реакции водителя 1 с, м
6 11 17 22 28 33
 
Остановочный путь, м
Сухой асфальт 0,8 8 19 34 54 77 104
Мокрый асфальт 0,4 9 27 52 85 126 175
Снег 0,2 13 43 87 148 224 316
Лед 0,1 21 74 158 274 421 600

Выход в этой ситуации один – при подъезде к зоне повышенной опасности предполагать возможность появления пешехода (или другого участника движения) и снижать скорость заранее. Насколько снижать? Настолько, чтобы остановочный путь был меньше расстояния видимости. Чем уже дорога и чем хуже обзор прилегающих территорий, тем ниже должна быть скорость.

Но водители этого не делают. Почему? А как раз потому, что в обычной жизни нам это не нужно, и у нас нет такого навыка. Мы не привыкли реагировать на ситуацию закрытого обзора, в пешеходной жизни она не представляет для нас опасности. Представьте, как действовал бы полицейский в поисках злодея, подходя к углу дома? Вряд ли он пойдет за угол, как к себе домой. Для него угол дома – закрытый обзор – опасность. Поэтому и действия будут соответствующими: снижение скорости, повышение бдительности, готовность к экстренным действиям. Именно это и нужно за рулем, и именно этого навыка нам не хватает по жизни и, к сожалению, этому не обучают в автошколах.

Есть еще привычки, которые вырабатываются у людей-пешеходов и провоцируют их на совершение ДТП, когда они оказываются за рулем:

  • привычка отвлечения внимания во время ходьбы
  • привычка действовать, не глядя
  • привычка не повторять наблюдение
  • привычка не оглядываться по сторонам и позади себя

Стало быть, за рулем все должно быть наоборот, и водителю следует вырабатывать следующие привычки:

  • концентрировать внимание
  • всегда смотреть в сторону возможной опасности
  • повторно осматривать опасную зону через несколько секунд
  • смотреть не только в направлении движения (вперед), но и по сторонам и назад

Пешеход на зебре?! Удивительно…

Одна из причин того, почему россияне не любят пропускать пешеходов на зебрах и часто их сбивают, в том, что водители мыслят как эгоисты (или даже как сексисты или расисты) и воспринимают как участников движения только других водителей. Например, при повороте налево водитель пропускает встречный авто, чей путь он пересекает, а идущих параллельно встречному авто пешеходов не пропускает. А зачем? Ведь они – не машины, они не участники движения…

Да, пешеходам не надо сдавать экзамен в ГАИ на получение права пешей ходьбы, их сложно оштрафовать за превышение скорости или переход дороги в неположенном месте, возможно, поэтому мы часто не воспринимаем их как равных на дороге. Однако, и по закону они участники движения, и по факту. Поэтому стоит привыкнуть к мысли, что пешеходы – тоже участники движения.

image0031.jpg

Далее, интересно следующее свойство нашего восприятия: если мы ожидаем из-за угла дома появления другого автомобиля, но не ожидаем пешехода, мы можем пешехода не заметить. Даже если мы приучим себя опасаться участков с закрытым обзором и заблаговременно снижать скорость, стоит предполагать все варианты развития событий: появления не только другого автомобиля, но и велосипедиста, скейтбордиста, пешехода, гужевую повозку – чего угодно.

А применительно к пешеходным переходам, на зебре следует ожидать появления пешехода, как ни банально это звучит. Практика показывает, что в первые зимние дни происходит «день жестянщика». Почему? Потому что уже который год подряд снег в начале ноября для россиян – сюрприз, как будто мы живем в Африке, а не в России. Банально, но в ноябре надо ждать снега и готовиться к его выпадению заранее. Точно так же пешеходов часто сбивают не абы где, а именно на зебрах. Видимо, для виновных в этих происшествиях водителей появление пешехода на зебре – такой же сюрприз, как и первый снег в начале ноября. Вспоминается старый добрый мультик «Остров сокровищ» и диалог Джона Сильвера с одним из пиратов:

- Это моряк!

- А ты думал найти здесь… епископа?!

Поэтому, друзья, подъезжая к пешеходному переходу, будьте готовы к появлению… пешехода.

Как безопасно проезжать зебры?

Что мы имеем в итоге? Пешеход попадает под колеса автомобиля по следующей схеме. Водитель не приучен бояться ситуаций с закрытым обзором, не приучен искать опасности и не ждет появления пешехода из непросматриваемой зоны, поэтому не снижает скорость перед зеброй. И получается так, что при подъезде к зебре скорость движения автомобиля высока настолько, что затормозить перед пешеходом уже нет места.

Следовательно, действуя по обратной схеме, мы обеспечим безопасность на зебре. Вот как она выглядит:

1. Издалека замечаем зебру, ориентируясь на дорожный знак 5.19.1 или 5.19.2 «Пешеходный переход». По ГОСТу зона видимости знака должна быть не менее 100 м, этого вполне достаточно.

image004.jpg

2. Оцениваем прилегающие к проезжей части территории в зоне расположения зебры на предмет обзорности. Если время суток светлое и обзор открытый, а прилегающие территории просматриваются в обе стороны на большое расстояние и мы не видим ни одного пешехода — едем, как ни в чем не бывало.

3. Если же пешеход есть, и по его движению понятно, что он направляется к зебре – снижаем скорость. Причем делаем это заблаговременно – сразу же, как только заметили пешехода.

4. Если пешехода не видно вследствие плохой освещенности в темноте или обзор прилегающих территорий закрыт какими-либо объектами, снижаем скорость. И снова делаем это сразу же – как только поняли, что обзор затруднен.

5. В случае затрудненного обзора проезжаем зебру и уделяем повышенное внимание непросматриваемой зоне до тех пор, пока не убедимся в отсутствии пешехода в ней. Ну и не забываем контролировать направление движения и другие зоны. Если по мере приближения к непросматриваемому объекту обзор не улучшается, продолжаем снижать скорость – чем ближе, тем медленнее. И замедляемся до тех пор, пока не убедимся в отсутствии пешехода.

Таким образом, ключевой момент безопасного проезда пешеходных переходов состоит в том, что начинать торможение перед зеброй нужно не тогда, когда вы увидели пешехода, а тогда, когда вы увидели дорожный знак «Пешеходный переход». И совсем неважно, видите ли вы пешехода или нет.

Окончание следует…