Нарушение ПДД: что же с этим делать?

В прошлой статье я выразил свое мнение о том, почему в борьбе с нарушениями ПДД неэффективны штрафы, несмотря на регулярное их повышение. Считаю, можно добиться добровольного соблюдения ПДД водителями, создав для этого соответствующие условия. Напишу, что же именно, с моей точки зрения, нужно сделать.

ПДД – контракт между государством и водителем

Нужно сделать Правила дорожного движения не просто приказом, спущенным «сверху» и обязательным к исполнению под страхом штрафов и лишений, а перевести их в разряд двустороннего контракта между государством и водителями. Контракта, учитывающего пожелания и ответственность обеих сторон.

То есть государство требует от водителей соблюдения Правил и привлекает к ответственности за нарушения. Но тогда государство же обязуется создать и поддерживать необходимые условия для удобства соблюдения ПДД и несет ответственность перед водителями за нарушение этих условий. Другими словами, государство не просто навязывает свои требования водителям, а требует от водителей соблюдать правила, одобренные самими же водителями, и за их нарушение наказывает по полной программе.

Организация движения – с учетом потребностей водителей

К примеру, скоростные ограничения делаются не тупо 60 км/ч в городе на всех дорогах без разбора, а с учетом реальной скорости потока. Если большинство водителей (согласно ГОСТу, 85%) едет по Кутузовскому проспекту в Москве со скоростью 100 км/ч, значит, на этой дороге официально разрешается эта скорость. Фактически, это означало бы, что государство вводит ограничение, с которым согласно большинство водителей. Или перед тем, как запретить парковку на какой-то улице, государство обеспечивает водителей альтернативой — необходимым количеством парковочных мест в цивилизованных и специально отведенных парковках. А потом уже штрафуем тех, кто нарушил это, но по полной программе, а не на 300 рублей. Тогда водители будут отвечать не за нарушение приказа чужого дяди, а за то, под чем они, по сути, сами и подписались. А это совсем другое отношение, другая ценность нарушения, другой уровень ответственности.

Это что касается пожеланий сторон контракта. Не будем забывать и о двусторонней ответственности.

Водитель отвечает перед государством, а государство – перед водителем

Если государство требует от водителя соблюдения ПДД и привлекает к ответственности за нарушения, то должна быть и обратная сторона. Водители имеют право требовать от государства создания необходимых условий для удобного соблюдения ПДД: адекватных ограничений скорости, наличия парковочных мест, отсутствия «зебр» там, где по логике и с точки зрения законов физики их быть не должно, отсутствия пробок и т.п. И государство обязуется выполнять эти условия и нести реальную ответственность за их нарушения.

Как? Отдельный вопрос. Первое, что приходит на ум: если есть въезд на улицу, значит, там должна быть разрешена парковка – на самой улице или рядом в специально отведенном месте. Водитель приехал, но оказалось, на улице парковка запрещена, а специальной парковки нет, либо на ней нет мест… Тогда он имеет право поставить авто в любом свободном месте улицы по своему усмотрению (не забывая при этом про здравый смысл и уважение к другим водителям и пешеходам). А поскольку там парковка запрещена, то государство выплачивает водителю компенсацию, эквивалентную штрафу за это нарушение. В случае с парковкой в Москве это 3000 руб. Неплохо так можно опустошить бюджет :)))

Или, предположим, водитель не пропустил пешехода на «зебре». Сразу же проверяем эту зебру на соответствие требованиям, озвученным в статье «Нарушение ПДД: почему водители не уступают дорогу пешеходам?«: видимость 100 м, число полос — не более 2, скорость движения потока – не более 40 км/ч. Если зебра соответствует требованиям, виноват водитель, штраф 1000 руб. Если нет, виноваты дорожные службы, и государство выплачивает из бюджета ответственной за этот участок дорожной службы компенсацию водителю в размере штрафа – 1000 руб. 

При таком раскладе и государство, и водитель находятся в равных, партнерских условиях. Водитель с охотой и комфортом соблюдает ПДД, а государство экономит рубли и внимательно следит за обеспечением водителей всеми необходимыми условиями – и все довольны.

Поощрение за соблюдение важнее наказания за нарушение

Нужно ввести систему позитивной мотивации, поощрений водителей за соблюдение ПДД и взять ее за основу.

Опять же, в чем именно должно заключаться поощрение водителей – отдельный вопрос. Первое, что приходит в голову – финансовая мотивация – подарки, скидки. Помните, Лужков дарил покупателям малолитражек топливные карты на 25000 рублей? Почему бы не дарить такие карты водителям, проездившим в течение года без единого нарушения?

Плюс, можно подкрепить такое материальное поощрение нематериальным. Для этого нужно усиленно пропагандировать законопослушное и культурное вождение автомобиля, сделать его престижным и модным. Тогда можно будет визуально выделять из потока законопослушных водителей, например, специальными наклейками на машину или цветными номерами или еще как-то, неважно. Важна суть – все видят, что ты год проездил без нарушений, и уважают тебя. Кстати, помните, в советское время были орден «Герой труда», звание «Герой социалистического труда»? Ты заслужил орден, повесил его на грудь, и тебе респект и уважуха! Так и здесь, аналог ордена «законопослушный водитель» в виде наклейки на машину или другого способа обозначения.

При таком раскладе у людей будут реальные и ощутимые выгоды и четкое понимание – ради чего они соблюдают ПДД: бонус в виде бесплатного топлива и престиж, уважение окружающих. Это только примеры, мои мысли, можно придумать любые другие, а важна сама идея.

Неотвратимость и ужесточение наказаний

После введения всего перечисленного выше, наконец, можно вспомнить и о штрафах :) А именно – ужесточить наказания за нарушения ПДД и сделать их неотвратимыми.

Как сказал В.В. Путин, главное – не суровость наказания, а его неотвратимость. Логично, но как это сделать? С моей точки зрения, сегодня это не проблема – все больше дорог оснащаются видеокамерами, фиксирующими нарушения ПДД. Они не спят, не отворачиваются, видят всех и сразу, взятку им не дашь и на жалость не разведешь. Вот и получаем неотвратимость.

А штрафы хорошо бы увеличить, чтобы они стали ощутимой потерей для водителей. Я бы увеличил раз в 10. А то сегодня штраф за пересечение сплошной разметки или поворота не из своего ряда – 100 рублей, это ни о чем. И ГАИшники не будут связываться с нарушителем за 100 рублей, и для нарушителя это не преграда. Вот за 1000 рублей уже можно подумать. Не говоря уже о развороте через двойную сплошную за 15000 руб. :)))

Отдельная тема – штрафы за превышение скорости. Сегодня градация такая: превышение от 10 до 20 км/ч  — 100 руб, от 20 до 40 км/ч – 300 руб., от 40 до 60 км/ч – 1500 руб., и от 60 км/ч – 2500 руб. или лишение в/у. Я бы сделал штраф пропорциональным величине превышения. Скажем, есть базовая ставка за превышение на 20 км/ч – 2000 руб. Тогда за превышение на 21 км/ч водитель платит не то же самое, а уже 2100 руб. За 30 км/ч – 3000 руб, за 40 км/ч – 4000 руб. А при больших превышениях, от 40 до 60 км/ч сделать тот же принцип, но увеличить базовую ставку, например, 3000 руб. И также снимать с водителей деньги пропорционально величине нарушения.

Нарушение ПДД: итоги

И теперь совсем кратко перечислю основные мысли серии статей про нарушение ПДД.

  1. Основная причина высокой аварийности – не нарушения ПДД, а низкое водительское мастерство большинства. Даже если мы уменьшим число правонарушений, аварийность если и понизится, то незначительно.
  2. Бороться с аварийностью нужно не только и не столько с помощью ужесточения наказаний за нарушения ПДД, а путем повышения водительского мастерства.
  3. Основная причина систематических нарушений ПДД – неправильная организация дорожного движения, делающая соблюдение некоторых правил неудобным или сложно выполнимым. Если выбирать между «удобно» и «законно», водители выбирают «удобно» даже под страхом наказаний. С этим сложно что-то сделать и нужно принять как данность. Поэтому, если у государства не получается сделать удобным законное, остается только сделать законным удобное. И тогда число законопослушных водителей увеличится. Иначе никак…
  4. Штрафы неэффективны, независимо от их величины, и их увеличение дает лишь краткосрочный эффект. Только с помощью наказаний невозможно уменьшить число правонарушений.
  5. Чтобы уменьшить число правонарушителей, нужно:
  • Организовать дорожное движение так, чтобы вождение по правилам было легко выполнимым, удобным и выгодным для водителей.
  • Перевести ПДД из разряда приказа сверху в разряд партнерского соглашения, в котором учитывается не только требования государства к водителям и ответственность водителей, но и создание удобных условий для водителей государством, а также ответственность государства за их нарушение.
  • Ввести систему поощрений за соблюдение ПДД и сделать упор на нее вместо наказания правонарушителей. Поощрять законопослушных водителей материально — подарки, скидки и т.п.
  • Пропагандировать в обществе законопослушное и культурное вождение, сделать его престижным, модным и уважаемым. Поощрять законопослушных водителей нематериально – выделять их на общем фоне с помощью наклеек, значков или другими способами, чтобы окружающие видели, что это едет законопослушный водитель, уважали его за это и стремились бы сами достичь того же.
  • Ужесточить наказания за нарушения ПДД, повысить штрафы, чтобы они стали ощутимыми для водителей. Сделать наказание неотвратимым, например, с помощью фиксации нарушений видеокамерами. Но эта мера применима только при выполнении всех предыдущих. Сама по себе она будет все так же неэффективной, как и современные поднятия штрафов.

Как я и писал в первой статье из этого цикла «Нарушение ПДД: а в водителе ли дело?», штрафы, с моей точки зрения,  не единственный способ борьбы с правонарушениями, а главное – этот способ даже не входит в первую пятерку мер по борьбе с ними…