Lononews

Как правильно вести себя за рулем зимой

Ночью наступили первые настоящие заморозки, а значит, пора всем автолюбителям приготовиться к сложной дорожной обстановке. На самом деле причина любой неприятности на дороге – не гололед, а ошибки водителя в технике вождения или оценке ситуации. И если знать несколько простых вещей, связанных с техникой управления автомобилем, то зимнее вождение может быть уверенным и безопасным.

Эксперт по технике вождения

Александр Каминский – выпускник физико-математического факультета МГУ, кандидат физико-математических наук. Прошел в России и Европе свыше 20 курсов в различных школах водительского мастерства, среди них знаменитые учебный Центр высшего водительского мастерства Э.С. Цыганкова, BMW Driver Training, Mercedes-Benz Driving Academy и Land Rover Experience. Автор книг «Учебник по вождению легкового автомобиля», «Секреты водительского мастерства», «100 способов избежать аварии». Основатель и руководитель «Академии водительского мастерства Александра Каминского».

Александр Каминский – эксперт по технике вождения

Александр Каминский – эксперт по технике вождения

Зимой и летом — одним цветом

Главное, что я рекомендую вам сделать, – выработать единый стиль вождения на летний и зимний сезоны. Основная причина «дня жестянщика» в том, что водители не могут перестроиться с летней манеры вождения на зимнюю. Самый простой и эффективный способ решить эту проблему – не менять манеру езды вообще. Управляйте автомобилем летом так же, как и зимой.

День жестянщика (сленг) – период, в которой происходит наибольшее количество аварий. Обычно после резкого похолодания и появления гололеда. Получил свое название в честь сотрудников автосервиса, получающих в этот период максимальную прибыль.

Как успеть затормозить?

Всегда начинайте торможение заранее

Всегда начинайте торможение заранее

Основная опасность на зимней дороге – недостаток места для торможения и остановки автомобиля. На самом деле, это не на дороге мало места, а водитель принимает решение о начале торможения слишком поздно. Тормозить нужно не когда вы подъехали к светофору, а когда увидели его и поняли, что без остановки перекресток не проехать. Будьте внимательны.

Или, например, если перед вами в полосе друг за другом едут три автомобиля, и вы видите, что первый из них начал тормозить, то не нужно ждать, пока загорятся стоп-сигналы машины, находящейся непосредственно перед вами. Начните торможение раньше. И всегда смотрите вдаль, наблюдайте за дорогой, выискивайте любые поводы для беспокойства.

Такая манера езды не только безопасна для вас и окружающих, но и наиболее комфортна для пассажиров. Кроме того, это экономично в плане расхода топлива и износа узлов и агрегатов вашего авто.

Причины заноса

При неправильном вождении занести на дороге может и зимой, и летом

При неправильном вождении занести на дороге может и зимой, и летом

Действия водителя, приводящие к скольжению шин автомобиля по дороге и потере устойчивости и управляемости:

  • превышение скорости входа в поворот,
  • снижение скорости в повороте,
  • избыточный угол поворота руля,
  • избыточное нажатие на педаль газа.

Эти ошибки приводят к тому, что вы начинаете скользить, как заправский скелетонист, – и на снегу, и на асфальте, поэтому помнить об этих ошибках актуально в любое время года.

Как избежать заноса?

Вращение руля никак не поможет, если вас уже занесло

Вращение руля никак не поможет, если вас уже занесло

Выбирайте оптимальную скорость в повороте

Безопасная скорость на дуге поворота – это постоянная скорость, которую водителю не потребуется снижать и при которой машина не стремится покинуть пределы занимаемой полосы движения.

Отпускание газа или торможение в повороте может привести к заносу. Секрет в том, что при любом снижении скорости вес автомобиля смещается с задней оси на переднюю, и в результате задние шины начинают хуже цепляться за дорогу. Иногда этого достаточно, чтобы сцепление задней оси исчезло совсем, а вместо обычного движения появился занос.

«Экономьте», вращая руль

Частая ошибка водителей – это избыточный угол вращения руля, который мы называем «перекрут» или «доворот». Распространенное явление, когда на входе в поворот достаточно один раз повернуть руль, а водитель поворачивает его два раза – в начале поворота и в конце. Это может привести к скольжению передних шин – сносу и потере управляемости.

Помните: чем на больший угол вы вращаете руль, тем с меньшей скоростью может двигаться машина. Поэтому стремитесь вращать руль экономично, скупо. Изучайте часто встречающиеся вам перекрестки и развязки, экспериментируйте, пробуйте проезжать их с разными углами вращения руля и выберите ту траекторию движения, при которой вращаете руль на меньший угол.

Педаль газа нужно нажимать очень плавно

Педаль газа нужно нажимать очень плавно

Берегите «газ»

Почти все современные автомобили оснащены системой стабилизации, которая «душит» двигатель, блокирует излишки газа и способна подтормаживать любые из четырех колес для сохранения устойчивости и управляемости.

Если же у вашего авто нет такой системы, будьте начеку: задний привод при избытке газа уйдет в занос, передний привод – в снос, а полный вообще находится в группе двойного риска – он способен и на занос, и на снос, и на скольжение всех четырех колес сразу. Поэтому во избежание нежелательных скольжений автомобиля нажимайте на педаль газа плавно и четко дозируйте усилие.

Насчет бытующего мнения о безопасности полного привода: на скользкой дороге автомобили с полным приводом разгоняются лучше, но система торможения здесь так же плоха, как и у монопривода, поэтому будьте бдительны.

Удачи вам на дорогах!