Что же делать с мотоциклистами?
С началом каждого весеннего сезона автомобилисты недоуменно восклицают: «Что же делать с мотоциклистами?! Как же заставить их ездить по правилам?!» По-человечески я, конечно, понимаю чувства своих коллег (а я не управляю байком), но как эксперт считаю, водителям продуктивнее не искать виноватых, а приложить максимум собственных усилий, чтобы обезопасить себя, даже в случае неправомерных действий байкеров. Это основной принцип так называемого защитного стиля вождения (Defensive Driving), который уже несколько десятилетий пропагандируют школы водительского мастерства США, Великобритании и некоторых других европейских стран – лидеров по части безопасности дорожного движения. И дам ряд рекомендаций, которые позволят водителям снизить риски столкновения.
Помните, что управляя автомобилем, вы защищены металлическим каркасом автомобиля, а мотоциклист – нет. Он мягкий и беззащитный, хотя и рисковый. Поэтому, случись что, грех на душу придется брать вам и жить с этим потом тоже вам. Это первое.
Второе: информирован, значит, вооружён. Что мы знаем о манере езды многих байкеров? Я бы выделил следующие четыре особенности. Мотоциклист может:
- двигаться между рядами;
- двигаться значительно быстрее потока;
- перестраиваться «по диагонали» сразу через несколько полос движения;
- быть скрыт от обзора другим автомобилем или в слепой зоне вашей машины.
Эти особенности не очень приятны для законопослушных водителей, но, чтобы их учесть, не нужно ничего сверхъестественного. Достаточно просто больше внимания уделять дороге и чаще смотреть в зеркала заднего вида. Как раз в последнем и состоит наибольшая сложность: у нас от природы нет глаз на затылке, человеку не свойственно смотреть назад, поэтому большинство водителей не утруждает себя контролем дороги сзади. А зря! Ведь именно оттуда берутся байкеры! :)
Отсюда следует базовый принцип безопасности на дороге: если мотоциклисты появляются для вас неожиданно, значит вы недостаточно часто смотрите в зеркала. При движении в интенсивном потоке машин я бы рекомендовал бросать короткий взгляд в салонное зеркало каждые 5-8 секунд, даже если вы не собираетесь перестраиваться. Важно при этом осматривать пространство не только в полосах движения, но и между автомобилями сзади. Предвижу возражения… И сразу отвечу: нет безвыходных положений, есть решения, которые нас не устраивают. Решать вам, конечно, смотреть ли назад, но другого способа сделать мотоциклиста предсказуемым нет.
Далее, что касается ваших перестроений. Алгоритм, позволяющий выявить мчащегося сзади мотоциклиста, мы отрабатываем с учениками на практике на курсах безопасного управления автомобилем «Вождение в городе» «Перестроение и обгон». И он следующий:
- Помните, что привычный взгляд в боковое зеркало не позволит вам заметить несущегося «по диагонали» байкера. Поэтому начинать обзор нужно с пространства сзади – со взгляда в салонное зеркало. Если заднее стекло у вас закрыто или отсутствует, тогда поможет осмотр противоположного бокового зеркала.
- Только в случае отсутствия «режущего дорогу» мотоциклиста в заднем зеркале имеет смысл переводить взгляд в боковое зеркало. Смотрите не только в соседнюю полосу, но и в пространство между машинами.
- Если в соседней полосе вы увидели мотоциклиста ВДАЛЕКЕ, не спешите перестраиваться: возможно он приближается со значительным перевесом в скорости и уже через секунды настигнет вас. В этом случае верните взгляд вперед и через секунду повторите наблюдение: посмотрите, приблизился ли мотоциклист и насколько близко. Если подъехал близко, пропустите вперед. Если его положение в зеркале не изменилось, переходите к следующему пункту.
- Но не спешите начинать маневр, помните о существовании слепой зоны В ЛЮБОМ автомобиле – зоны, которая не просматривается через штатные зеркала. Поэтому следующим этапом обзора будет контроль слепой зоны. Для этого достаточно на мгновение перевести взгляд (а возможно и повернуть голову) на 90 градусов налево (или направо при перестроении вправо). И только после всех этих действий можно перестраиваться.
- И если ваше перестроение связано с опережением другого автомобиля, уделите особое внимание тому месту, которое вы собираетесь занять. Там может находиться мотоциклист, которого закрывает от обзора либо опережаемый автомобиль, либо передняя стойка вашей машины.
На этом все, удачи вам на дорогах!
Ваш Александр Каминский
Комментарии 0