Опасности зимнего вождения

— Саш, интересно ты водишь машину… – сказал приятель, сидя на пассажирском месте, – ездишь так, как будто «нейтралки» в твоей машине вообще не существует… Все время едешь на передаче, при торможении переключаешь передачи вниз и тормозишь на передаче до полной остановки. Так зимой правильно ездить.

Тут я понял, почему каждый год настает «день жестянщика», и во время первого снега мы наблюдаем много-много аварий.

— А зачем включать нейтралку? – говорю я.

— Тормозить на передаче правильно зимой, а летом можно и на нейтралке поездить, — отвечает приятель.

Откуда в календаре день жестянщика?

Так вот, друзья мои, день жестянщика каждый год возникает именно потому, что водители разделяют вождение на летнее и зимнее. Зимой водят аккуратно, осторожно, ответственно, а летом —  расслабленно, рискованно и агрессивно. При этом они забывают старую русскую поговорку «Привычка – вторая натура» и то, что с выпадением первого снега они не смогут быстро перестроиться на зимний стиль езды. И в этом – главная опасность зимней езды, и об этом я написал во всех своих книгах по водительскому мастерству.

Именно привычка к «летнему» вождению делает российского водителя безоружным перед зимней дорогой. А ведь россиянина, казалось бы,  не удивишь ни снегом, ни льдом, ни морозом, ни Дедом Морозом!

Зимой и летом – одним цветом

Запомните: для грамотного водителя не существует никакой «зимней» или «летней» манеры езды. Правильная и безопасная езда только одна – «зимняя». И зимой, и летом. Машину не только на снегу или льду, но и на асфальте нужно водить аккуратно, ответственно, плавно. Если вы научитесь летом ездить по-зимнему, то никакой снег или лед вам уже не будет страшен. Тут мне вспоминается уже старая русская загадка «зимой и летом одним цветом»…

Тормозите раньше

Если перейти к конкретике, то основная проблема на скользкой дороге – нехватка тормозного пути автомобиля, то есть места для остановки. Но ведь очевидно, что эта проблема находится в голове водителя, ведь именно водитель принимает решение и выбирает место для начала торможения. Как всегда, все гениальное – просто: если тебе не хватило двух метров, чтобы не въехать в багажник машины спереди, что же тебе мешало начать торможение двумя метрами раньше? Более того, а что мешало начать тормозить двадцатью метрами раньше?

Секрет безопасного вождения и не только зимой

Друзья, открою вам очевидный, но главный секрет безопасного вождения. Заметьте, не безопасного вождения зимой, а вообще — и зимой, и летом:

чтобы безопасно тормозить и безопасно водить машину, нужно перестроить манеру езды так, чтобы вам как можно реже приходилось пользоваться педалью тормоза. И ключ к этому – раннее торможение.

Я уже писал об этом в статье «Как правильно тормозить?». Невозможно просто взять и отказаться от нажатий на педаль тормоза :))) Нужно изменить манеру вождения: увеличить дистанцию, не превышать скорость потока, смотреть дальше вперед и анализировать изменение дорожной обстановки на несколько шагов вперед. И как только у вас возникнет первое подозрение, что пошло что-то не так и вскоре придется тормозить – тут же отпускайте педаль газа и, если возможно, включайте понижающую передачу – используйте торможение двигателем. В результате ваша машина замедлится плавно и своевременно, а значит – безопасно. Если вы все сделали правильно, педаль тормоза и не понадобится.

Здесь имеется в виду минимизировать лишние и незапланированные торможения при движении в потоке.

Пример. Едете в городском потоке, без пробки, скорость потока – «рабочая». Смотрите через 4-5 машин вперед. Вдруг увидели, что у пятой спереди машины загорелись стоп-сигналы. Значит, через секунду они загорятся у четвертой, потом – у третьей, и так далее, пока волна торможений не дойдет до вас. Если вы среагируете поздно – начнете торможение только после загорания стоп-сигналов машины перед вами, торможение будет интенсивным и опасным. А если вы тут же отпустите педаль газа – как только увидели стоп-сигналы пятой машины спереди – вы в безопасности. Скорее всего, больше тормозить не понадобится, и вы снизите скорость плавно и заблаговременно.

Понятно, что на красный свет светофора или перед поворотом чаще всего приходится нажимать на тормоз, но делать это нужно тоже сильно заранее, чтобы нажимать на педаль как можно слабее. Хотя, если заметить запрещающий сигнал светофора совсем-совсем заранее, то также можно обойтись без педали тормоза и тормозить двигателем, а рабочий тормоз использовать только перед самой остановкой. И напомню водителям, как тормозить с механикой: если и нажимать на тормоз, то обязательно при включенной передаче — так называемое комбинированное торможение.

Использование этих приемов в деталях ученики нашей школы изучают на эксклюзивном курсе: «курс MBA для водителя: Мастерство Вождения Автомобиля».

Разруха — не в клозетах, а в головах!

Чем полезна манера езды без использования педали тормоза? А тем, что вам неважно, что под колесами: асфальт, снег или лед. Такая манера торможения настолько плавна, что отлично работает даже на скользкой зимней дороге. Да, к ней сложно привыкнуть и приучить себя, но, поверьте, оно того стоит! И начав ездить так, вы уже просто не сможете по-другому и будете сильно удивляться, а как же можно ездить иначе! И после этого не придется воспользоваться ни страховым полисом ОСАГО, ни полисом КАСКО :) И, честно говоря, не обязательно проходить курсы экстремального вождения или контраварийную подготовку. Конечно, они не помешают, но выработать правильную манеру вождения — без лишних торможений — важнее, это — основа. Сам через это прошел, и уже на своих первых Жигулях научился это делать. С тех пор чувствую себя уверенно в самый страшный гололед и езжу без проблем. И только сочувствую водителям разбитых машин по обочинам зимних дорог…

Как говорил профессор Преображенский из «Собачьего сердца»: «Следовательно, разруха – не в клозетах, а в головах!» Так что опасности зимней езды находятся не на дороге, а в голове! И здесь же вспоминаются слова Джорджа МакФлая из «Назад в будущее»: «Поработай головой, и все получится!» :)

Комментарии 0

Оставить комментарий